Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Олег) 6 апреля 2016г. Отец Роман! Сегодня на утренней службе я причастился. Вечером пойду опять в Церковь,там Митрополит Мурманский и Мончегорский приезжает и будет вести службу. Во время поста, на службах много земных поклонов, а написано,что после причастия их делать не надо. Как лучше поступить? Могу встать ближе к выходу,там обычно народ не особо усердствует в поклонах, вроде как и выделяться не буду. Или не забивать себе голову,а встать где обычно стою (есть у меня любимое место в храме ) и спокойно делать земные поклоны.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) После причастия поклоны уже не делаются, в смысле, их не предусмотрено в богослужении. Так что прятаться никуда не нужно. Поклонов после причастия уже не будет, только вечером. А вообще правила и традиции существуют не для того, чтобы народ дурить, а для нас с вами. Для вас сказано, что поклоны после причастия не делаются. Для чего же вы хотите их делать, да еще от людей хоронитесь. Сказано - не положено, значит даже если бы вы и в карцере один сидели и там вас причастили - все равно не положено.
Вопрос (Наталья) 6 апреля 2016г. Добрый день. Подскажите, пожалуйста, можно ли употреблять в пищу масло, которое мы (прихожане) приносим на соборование? Я в прошлые годы всегда приносила бутылку масла, так проще, купила, не нужно ничего переливать, но т.к. объём большой, я им мазала больные места и добавляла в салаты. А недавно прочитала, что им только мажутся и если человек умирает, то остатки выливают в гроб. Я в замешательстве.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Соборное масло можно употреблять в пищу.
Вопрос (Анна) 5 апреля 2016г. Здравствуйте, отец Роман. Скажите, верно ли то, что хотя бы один утаенный на исповеди грех по причине стыда делает недействительной ( профанирует ) всю исповедь? И что причастие Святых Христовых Тайн не послужит такому человеку во благо? Если на оба вопроса ответ "да", то на кого из святых отцов Церкви можно сослаться? Кто прямо на это указывает? Один православный(!) священник отрицает это и имеет свое, очень лояльное и снисходительное отношение к желающему скрыть свой грех по причине стыда и говорит, что Господь все равно прощает кающегося, даже если он стыдится произнести на исповеди какой-либо грех (но раскаивается в душе) и в любом случае благословляет причащаться. Не заблуждается ли он?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

"Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться" (Иак.5:16). 

"Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды(1Ин.1:9).

Свт. Филарет Московский дает классическое определение Таинству Покаяния: «покаяние есть таинство, в котором исповедающий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от пастыря Церкви, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

Св. Киприан Карфагенский пишет: «Умоляю вас возлюбленные братия! Пусть каждый исповедует свой грех, пока согрешивший находится еще в этом мире, пока исповедь его может быть еще принята, пока удовлетворение и разрешение при посредстве священников, угодно Господу». Св. Киприан Карфагенский говорит, что покаяние состоит из трех этапов:

1) публичной исповеди (confessio, exomologesis)

2) удовлетворения (satisfactio) соответствующего тяжести греха

3) отпущения грехов (remissio) и приимрения с Церковью.

Св. Киприан Карфагенский пишет: «Насколько выше по вере те, которые не сделали преступления ни через жертвоприношение идолам, ни через записи, однако по одному тому, что думали об этом, с болезнью и искренностью исповедуют это перед священниками Божиими, очищают совесть признанием и ищут спасительного врачевания для своих малых и легких ран». Он также пишет: «не приносящих покаяния и не свидетельствующих сокрушения о грехах своих всем сердцем и явным исповеданием, должно удалять от общения».

Свт. Афанасий Александрийский свидетельствует так: «Как человек, крещаемый от человека священника, просвещается благодатью Св. Духа, так и исповедающий в покаянии свои грехи, приемлет оставление их через священника благодатью Иисуса Христа».

По словам свт. Иоанна Златоуста «Таинство покаяния состоит из осознания своих грехов и исповедания их».

Прп. Иустин Попович: Для того чтобы действительно получить прощение грехов в этом святом Таинстве, христианин должен искренно и сокрушенно покаяться в своих грехах, смиренно исповедать их священнику, иметь твердое намерение исправиться и быть уверенным в безмерном милосердии Спасителя.

По словам свт. Кирилла Александрийского: «Люди облеченные Духом отпускают или удерживают грехи двумя способами: во-первых, когда одних допускают ко Крещению, тех, кто оказались достойными того по образу жизни и по испытании в вере, а некоторых, еще не соделавшихся достойными того, не допускают и не приобщают Божественной благодати; во-вторых, когда другой раз разрешают или не разрешают грехи, подвергая запрещениям согрешающих чад Церкви и прощая кающихся». Возникает вопрос: как священник может не разрешить человека (по слову Спасителя), если не услышит греха? И очевидно, что под таким запрещением имеется в виду недопущение к таинству покаяния по причине нежелания грешника свидетельствовать истинное раскаяние, а также недопущение ко Св. Причащению пока не будет достигнута необходимая мера покаяния и исправления.

Блж. Августин, свидетельствуя о необходимости исповеди совершаемой перед священником, пишет: «Есть люди, которые считают достаточным для своего спасения исповедовать грехи свои одному только Богу, но ты позови священника и исповедуй ему всё твоё сокровенное…иначе как исполнится повеление Божие, данное и под законом и под благодатью: «пойдите покажитесь священникам» (Лк. 17, 14; Лев. 14, 2)? Как исполнится: «признавайтесь друг перед другом в проступках» (Иак. 5, 16)? Итак, в посредники своих язв вместо Бога употреби пресвитера и открой ему пути свои и он даст тебе залог примирения» (Aug. De visitatione infirmorum. II, 4 // PL. 40. Col. 1154 – 1155).

Свт. Григорий Нисский говорит: «Поведай священнику безбоязненно все сокровенные тайны своей души, обнаружь перед ним, как перед врачём все внутренние ее недуги».

Блж. Иероним, по словам русского дореволюционного ученого Алмазова, положительно признавая возможность не только тайной, но и публичной исповеди, различает сущность и той и другой и пишет, что публично исповедывать должно только те грехи, которые относятся к общественным правилам и подают собой пагубный пример для других, тайные же грехи должно исповедывать только перед одним священником.

Тертуллиан: «Акт покаяния есть такой, в котором мы исповедуем свой грех Господу, не потому, чтобы Он не знал, но потому, что через исповедь рождается покаяние, покаянием же умилостивляется Бог».

Прп. Исаак Сирин, «душа, знающая, что она обязана исповедовать свои грехи, самой этой мыслью, как бы уздой, удерживается от повторения прежних прегрешений, напротив того, неисповеданные грехи, как бы совершённые во мраке, удобно повторяются».

А вот слова Феофана Затворника: "Да не смущают же тебя находящие стыд и страх — они твоего ради блага сопряжены с этим таинством. Перегоревши в них, больше окрепнешь нравственно. Горел уже ты не раз в огне раскаяния — погори и еще. Тогда один горел ты пред Богом и совестию, а теперь погори при свидетеле, от Бога поставленном, во свидетельство искренности того уединенного горения, а может быть, в восполнение неполноты его. Будет суд и на нем стыд и страх отчаянные. Стыд и страх на исповеди искупают стыд и страх тогдашние. Не хочешь тех, перейди эти. Притом всегда так бывает, что по мере тревоги, какую проходит исповедающийся, избыточествуют в нем и утешения по исповеди. Вот где Спаситель воистину являет Себя Успокоителем труждающихся и обремененных! Искренно покаявшийся и исповедавшийся опытно сердцем ведает сию истину, а не верою одною приемлет. В повести о блаженной Феодоре, проходившей мытарства, говорится, что злые обвинители ее не находили в хартиях своих записанными те грехи, в которых она исповедовалась. Ангелы потом объяснили ей, что исповедь изглаждает грех из всех мест, где он обозначается. Ни в книге совестной, ни в книге животной, ни у этих злых губителей не числится уже он за тем человеком — исповедь изгладила эти записи. Извергни же без утайки все, тяготящее тебя. Предел, до которого надо довести открывание своих грехов, тот, чтобы духовный отец возымел о тебе точное понятие, чтобы он представлял тебя таким, каков ты есть, и, разрешая, разрешал именно тебя, а не другого, чтобы, когда скажет он: «Прости и разреши кающегося, о нихже содела согрешениях», — в тебе не оставалось ничего, что не подходило бы под эти слова".

Все это было сказано о необходимости открывать свои грехи без утайки, но совершится ли таинство при сознательном утаении греха, я сказать не могу.

Вопрос (Людмила) 5 апреля 2016г. Благословите, отец Роман! Есть икона Ангела Хранителя, а есть икона Ангел на Гробе Господнем. Пожалуйста, объясните, в чем разница? Можно ли вторую икону дарить детям в день Крещения, как икону Ангела Хранителя? И второй вопрос: после Причастия, на неделе, мы прикладываемся губами к чаше. В выходные дни к чаше прикладываться нам не разрешают. Не скажете почему?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Это две разные иконы. Ангел воскресения - это не Ангел Хранитель. Для подарка на именины есть специальные иконы с Ангелом Хранителем.

Что касается причастия, то это делается исключительно в целях экономии времени. В выходные народу больше, чем в будни, а священнику нужно еще много всего сделать, может освятить что-то, окрестить кого-то, исповедать, пособоровать и много-много чего. Не нужно вкладывать какой-то основополагающий смысл в этой действие. Поцеловали - хорошо, не поцеловали - ничего страшного.

Вопрос (Анастасия) 4 апреля 2016г. Здравствуйте, скажите пожалуста, я исповедалась во всех грехах которые я помнила, причастилась, а почему тяжесть какая-то,постоянно оглядываюсь назад , прошу дома прощение, не могу начать новою чистую жизнь, и жить , стараться не грешить, отпускает меня ближе к вечеру, а днем такой груз, что что не так, я очень внушительный человек и мнительный , может я близко к сердцу принимаю, и должна отпустить все грехи и не вспоминать ))я очень сильно раскаиваюсь, я поняла все мои грехи, мне очень стыдно, и боюсь повторять их, а тем более обидеть Господа Бога.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Я не могу сказать что у вас за тяжесть. Это может быть что угодно. Может вы по природе пессимист и во всем видите отрицательные стороны. Человек индивидуален и отличительных черт его психики никуда не деть. Поэтому вам должно быть виднее что не так. Вы себя лучше знаете. Главное - не повторять грехи. Все остальное возложите на Господа.
Вопрос (Доментий) 3 апреля 2016г. Здравствуйте отец Роман, я покрестился, имя мне оставили свое Доментий, это так и должно быть ?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Поздравляю! Вы христианин! Берегите и изучайте свою веру. Я вам уже писал, что в календаре есть св.Дометий. Это имя можно читать и как - Доментий. Ничего страшного. Можете так и называться в таинствах. Есть там еще Дометиан и Доментиан. Выберите своего святого и почитайте день его памяти.
Вопрос (Ксения) 3 апреля 2016г. Здравствуйте,отец Роман! Мою знакомую ,когда Соборовалась помазывали три раза. Просила узнать, таинство считается совершённым? Когда мы Соборовались нас помазывали семь раз.Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Считается совершённым. Наберите в строке поиска - соборовали - и посмотрите ответ 25 марта 2015г. Галина. Или наберите - соборовалась - и посмотрите ответ 4 апреля 2013г. Юлия.
Вопрос (Анастасия) 2 апреля 2016г. Добрый вечер, уважаемый отец Роман, .Скажите пожалуста, я сегодня была на исповеди, людей было очень много, и когда я начинала читать по листку свои грехи, он меня торопил, и я просто про тороторила как могла, запиналась , вырывал листок, и я не все рассказала ему грехи, он забрал листок порвал и все, и батюшка не накрыл в конце меня епитрахилью, считается грехи исповеданы, и можно идти мне причащаться , я не знаю.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Странно это. Священник должен прочитать разрешительную молитву. Уже говорилось не раз, что за хорошей исповедью люди едут в монастыри, так как там у иеромонахов времени побольше. Не тяните до выходных, иначе все так и будет каждый раз. Сами не создавайте таких ситуаций. Помогайте священникам, напр., исповедуйтесь в будни или как-то еще. Всех понять можно: и вас, и их. Но и делать что-то надо. Если молитву не прочитал, исповедуйтесь еще раз другому.
Вопрос (Людмила) 2 апреля 2016г. Здравствуйте, уважаемый отец Роман! Моему внуку 2,5 года. Его крестили, но к Причастию не водят. Я хочу взять это на себя. Но возник следующий вопрос: нужно ли ему соблюдать евхаристический пост. Он привык кушать мало, но часто. И со сна всегда очень голодный, сразу бежит на кухню и просит кушать. Вот и не знаю, как приспособится к этой ситуации. Спаси Вас Господь!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Детский пост отличается от взрослого. И в этом вопросе не будет четкой схемы. Каждый ребенок - неповторимая личность, которая требует неповторимого подхода. Родители должны приучить ребенка к какой-нибудь жертве ради Бога. Нужно говорить с ним о жертве ради Бога, что он бы мог пожертвовать Богу, например, отказаться перед причастием от чего-то обычного, от конфет, пирога, мультфильмов и т.д. Это и будет для него постом. Что касается евхаристического поста, то младенцам разрешается приступать к причастию не натощак. Но со временем родители должны проводить с ребенком работу по постепенному "превращению" детского поста в взрослый, т.е. нужно постепенно приучать его переходить на причастие натощак так, чтобы годам к 5-6 ребенок уже ничего не ел и не пил перед причастием. Это может быть возможным только в церковной семье. Ребенок не должен воспринимать пост и причастие, как наказание, пытку. Наоборот, соединиться с Господом - радость и награда. Лучшим примером может быть родительский пример. Если же такого примера нет, то самое радостное и трепетное событие для маленького христианина превратится в нежеланную муку, которой бывает свойственно принуждение, капризы, слезы, лицемерие, обиды и проч.
Вопрос (Марина) 31 марта 2016г. Здравствуйте,отец Роман!Подскажите ,пожалуйста,можно ли Постом Собороваться несколько раз?спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) При одной болезни положено собороваться один раз. Спрашивайте у духовника.
Православный календарь