Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).
Вопрос (Дмитрий)15 ноября 2011г.
Здравствуйте! Может ли стать монахом разведённый мужчина, имеющий
несовершеннолетних детей? И в свете этой проблемы вопрос: являются ли
отношения монастыря с монахом аналогичными отношениям работодателя с
работником (в юридическом плане), получают ли монахи денежное
довольствие и имеют ли возможность выплачивать алименты?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
То есть вы хотите уйти в монастырь взяв с собой детей и воспитывать
их уже в монастыре и параллельно получать деньги и выплачивать
алименты? По-вашему это похоже на монашество? А по-моему это все тот же
мир с его заботами. Вы хотите эту житейскую мирскую суету, от которой,
собственно, люди и уходят в монастыри, перенести в монастырь. Конечно
это ненормально и не соответствует монастырскому укладу. Святые отцы
вообще разрешали уход из монастыря (переход в другой), если в него
разрешен допуск женщинам и детям.
Если по-хорошему, то
монах не должен иметь в монастыре ничего своего. В некоторых древних
монастырях даже раз в неделю братья по кругу обменивались кельями и дажеодеждой, чтобы не иметь ни к чему пристрастия. Есть известный эпизод,
когда после смерти какого-то монаха в его келье нашли несколько монет.
Один святой старец распорядился в назидание другим бросить эти деньги в
могилу с этим монахом сказав: "Серебро твое да будет в погибель с
тобою". Это навело жуткий страх на братию, которая с тех пор всячески
остерегалась любых пристрастий и особенно к деньгам. Сейчас, конечно,
этого нет, но обеты остаются теми же. Если взять
келиотов, то там монахи действительно сами трудились и обеспечивали
себя. Но в России кельи полностью вытеснены общежительными монастырями,
где все считается общим и не платят никаких денег.
Может
быть чисто практически ваш замысел и можно осуществить каким-то путем.
Сейчас есть приюты при монастырях. Или оставить детей в миру на
чье-нибудь попечение. Но традиционным считалось, что если человек еще не
до конца рассчитался с миром (похоронить родителей или жену, воспитать
детей и т.д.), то с уходом в монастырь ему нужно повременить.
Вопрос (Виктория)17 октября 2011г.
Спаси Господи! Батюшка, мне очень нужен ваш совет и помощь. Я очень
стеснительная и мне стыдно подходить к нашему батюшке с вопросами. Дело в
том, что я с 11 лет хожу в церковь с родителями, сейчас мне почти 18. Я
пою в церковном хоре. С 16 лет я мечтаю уйти в монастырь. Я не мыслю
свою жизнь без монастыря. Я знаю, что там очень трудно, но я думаю не об
этом, а о Жизни Вечной. Я прогоняла от себя мысли о монастыре, но они с
каждым разом все больше, и все сильней тянут меня в монастырь. Но я
слабый человек. Я не знаю, как я буду вставать в 5 часов, есть 2 раза в
день, целый день работать. Я надеюсь только на Бога! И вот я начала
готовиться к монастырю: больше молюсь, работаю на улице, стараюсь хотя
бы в 6 часов вставать и кушать (пока три раза, но с перерывами на 6-7
часов) (7:00 -14:00 - 20:00). На каникулах собираюсь несколько дней
пожить в монастыре. Может Вы мне можете дать советы? Как мне лучше
готовиться? На что обратить внимание? И скажите, принимают туда
физически слабых людей? Потому что мне, честно говоря, трудно много
работать, да еще и без еды? У меня по поводу здоровья частичное
освобождение от занятий было. Помогите советом! Спаси Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Вы все делаете правильно. Некоторые из святых отцов тоже готовились к
монастырю: начинали больше молиться, брали на себя посты, ограничивали
себя во сне, утруждали работой и т.д. В конце концов вас никто не будет
постригать сразу по прибытии в обитель. Вы поживете там как послушница,
привыкнете к распорядку дня и работам. А про ранние подъемы и питание не
переживайте. Со временем у вас выработается привычка мало есть и мало
спать (конечно, при условии, что вы будете к этому стремиться). Нужно
только потерпеть несколько лет. Самое главное, что вам нужно уметь - это
научиться отсекать свою волю и приучить себя к Иисусовой молитве. Все
это можно начать уже сейчас. Нужно будет многому научиться. Послушания в
монастыре разные и, я думаю, там и для немощной сестрички смогут
подобрать работу. Перед уходом нужно все хорошенько взвесить и оценить
свои силы, так как уход этот уже не предполагает обратного пути. Обратно
дороги нет. И если мы вступаем на него, то уже не оборачиваемся назад.
Но путь этот благословен Богом и имеет множество духовных утешений, ради
которых стоит потрудиться. Поэтому помощи вам Божией в вашем благом
начинании.
Вопрос (Анна)12 октября 2011г.
Здравствуйте, батюшка. Недавно узнала о том, что скит в с.Асеньевское
оформлен не на монастырь, а лично на иг.Марка(Бойчук). В связи с этим
вопрос: Как все это сочетается с обетами (например, нестяжание), которые
монахи дают при постриге? В наше время это просто формальность?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Вы немного путаете понятия. Обет нестяжания говорит не о внешнем
материальном имуществе, а о внутреннем сердечном отношении к нему, о
беспристрастности. Можно быть господином огромных богатств, но сердце
иметь свободным от пристрастия к нему, а можно иметь пристрастие к
обычным ручным часам или даже Библии в красивом кожаном переплете. Богу
нужно наше чистое сердце а не наши пустые карманы. Праведный Иов был
богатейшим и знаменитейшим из людей, но при этом сумел сохранить
богобоязненность и не сделал богатство объектом поклонения.
Вы знаете сколько имений принадлежало (было оформлено, закреплено
царскими грамотами) нашему монастырю? Невероятное количество! На 1701
год за Пафнутьев-Боровским монастырем в 16 уездах числилось 6 слобод, 15
сел, 9 селец, 78 деревень. В них имелось 1756 дворов, в которых одних
только мужчин проживало 7730 человек. Вот вам и монахи. Потому что,
опять же, это не имеет отношения к сердечной жизни монаха, естественно
при условии, что человек не привязывается к этому сам. Но это уже личное
дело каждого.
Конечно удобнее оформить на себя, чтобы
потом можно было без проблем заниматься строительством. Так было всегда,
с самой глубокой древности. Приходил молодой человек в пустыню и первым
делом начинал заниматься строительством кельи.
А что
касается условности обетов, то конечно все остается всерьез и
по-настоящему. Никакой формальности. Вы наверно считаете, что обет
нестяжания касается только монахов? Он касается всех христиан. Заповедь
из Декалога - Не сотвори себе кумира, - говорит как раз об этом: у
человека не должно быть никаких объектов поклонения, кроме Господа
Бога, которому нужно поклоняться и служить.
В настоящее
время, так называемый, скит, передается епархии. Владыка сам будет
решать, что делать с этим поселением и каким статусом наградить.
Вопрос (Юрий)2 июня 2011г.
Хочу задать вопрос монашествующим. Позволяет ли сейчас обстановка в
монастыре вести монашескую жизнь вполне соответствующую. Я имею ввиду,
уделяется ли большее время молитве, уединению от выхода за пределы
монастыря. Обязательно ли для всех посещение Богослужений? Есть ли
сейчас делатели умной молитвы? Не слишком ли загружен день
послушаниями, чтобы отвлекать от душеполезного чтения или уединенной
молитвы? Я просто смотрю со стороны, и не вижу внутреннюю жизнь
монашества. Простите что не складно написал. Спаси Вас Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
То, что сегодняшнее монашество не то, что было при Антонии Великом и
даже Амвросии Оптинском, это очевидно. Кто хочет узнать о состоянии
современного монашества из авторитетного источника, пусть читает об
этом у святителя Игнатия Брянчанинова (Приношение современному
монашеству).
Что же касается конкретно Боровского монастыря
(поскольку вопрос задан нам), то здешняя обстановка вполне позволяет
вести настоящую монашескую жизнь. Здесь есть и послушания, и личное
время для молитвы и чтения. Но многое зависит от самого человека. Если
ты действительно ищешь спасения, то сам будешь направлять свою жизнь в
нужное русло. Без каких-либо указаний со стороны сам будешь
воздерживаться от напрасных выходов за пределы монастыря, добровольно
будешь посещать богослужения и т.д.
В вашем вопросе есть несколько указаний на ваше неправильное
понимание монашеской жизни. Похоже вы хотите немного трудиться, но
много молиться. Для этого нужно жить уединенно где-нибудь в скиту. А в
общежительном монастыре вы будете исполнять послушания на общую пользу
столько, сколько будет необходимо, а в остальное время читать и
молиться. Но кто вам мешает непрестанно молиться и во время исполнения
послушаний? Дело в том, что уединенная жизнь не предваренная жизнью
общежительной, может быть во вред. И не случайно в древности без
общежития не разрешали уединяться. Только после того, как послушник
научится отсекать свою волю, в повседневных ситуациях смиряться перед
братьями, только после этого он сможет без очевидной опасности для души
перейти на более трудную ступень монашеской жизни - в уединение. Люди,
приходящие из мира в монастырь со своими страстями и грехами, похожи на
камни с острыми углами. Но если их все вместе положить в один мешок
(монастырь) и потрести, со временем ударяясь друг о друга они уже не
бывают острыми, но становятся гладкими.
То же самое касается и взглядов со стороны. Никто и никогда не
может взглянув со стороны увидеть внутреннюю жизнь человека. Надо быть
рыбаком, чтобы увидеть другого рыбака издалека (со стороны). Настоящая
монашеская жизнь никогда не будет видна посторонним. И вы никогда не
узнаете молится человек Иисусовой молитвой или нет. Если же кто-то
"намекает" окружающим на свое подвижничество, молится вслух, кается
напоказ и т.п. то это не монашество. Это очень опасный путь, который
закончится крахом для монаха, работающего на публику (на мирян). Может
такого монашества вы желали увидеть: монахов падающих всем мирянам в
ноги и просящих помолиться за них, монахов ходящих со слезами на
глазах, неразговорчивых и неулыбающихся монахов, монахов по тысяче раз
в день при всех называющих себя грешными? Все это части внутренней
жизни монаха, и при правильном духовном пути она не должна иметь
свидетелей, кроме Бога, Который и воздаст человеку за его труды.
Поэтому не нужно "просто со стороны" смотреть на других, а лучше
займитесь своей душой и наблюдайте только за собой. Оценивайте не чужие
поступки, а только свои. И если вы желаете монашества, то поверьте, оно
возможно и сейчас, было бы желание самого человека.