Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).
Вопрос (N)4 декабря 2015г.
Отец Роман, мне нужен совет. Я инокиня, живу в одном из женских монастырей. Оказалась в очень сложной для себя ситуации и не с кем посоветоваться. Я разочаровалась в монастыре, сильно смущают помыслы уйти в мир, жить и работать спокойно, как и было до монастыря. Много искушений и я не знаю, как к ним относиться, внутри все протестует, боюсь, что с таким отношением не спасусь. У нас в монастыре есть инокиня, которая пьет, хамит сестрам, совершает неадекватные поступки - разбила дорогой компьютер, поджигала двери,и это остается без последствий для нее (ее постригли, зная о ее недуге). сейчас у меня с ней напряженные отношения - в пьяном виде врывалась в мою келью, обвиняла в воровстве. При этом она является келейницей игумении. Об отношении игумении к ней мне сложно судить, но то, что такой человек находится рядом, обо многом говорит. Больше всего в этой ситуации я скорблю о невозможности причащаться - нет мира и прощения на душе. Вообще мира на душе нет очень давно - регулярно происходит что-то, что меня надолго выбивает из колеи. В монастыре бардак - и внешний и внутренний: нет духовного руководства, нет монашеского примера, нет устава, сестры разобщены, группируются по интересам. В монашеском корпусе полно мужчин - как рабочих, так проживающих трудников. За время проживания в этом монастыре я сильно изменилась к худшему: нерадение о спасении, лицемерие, отсутствие молитвы, постоянный ропот, уныние.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
В общем-то, план работ вы сами изложили в последнем предложении. Если будете двигаться в противоположном направлении, то ситуация изменится к лучшему. Было бы желание. Как говорил прп. Ефрем Сирин: "Не место спасает человека, а произволение. Адам пал в раю, Лот спасся в Содоме". Все в Божьих и в наших руках. Дать вам совет оставить обитель я не могу. Монастыри имеют свои недостатки (так как все люди несовершенны), причем не только современные, но и древние. В разных патериках мы читаем о том, что тут один брат недолюбливал другого, там брат злобствовал на брата, Силуана Афонского хотели убить, гонялись за ним с палкой. Но трудясь над собой, работая над помыслами и, главное, молясь они справлялись с Божьей помощью с искушениями. Поверьте, как было до монастыря уже никогда не будет. Неужели вы думаете, что вернувшись в мир, вы преспокойно будете себе работать и зарабатывать на пенсию? По вашим рассуждениям я вижу, что женщина вы разумная и совестливая, а потому знаете, что оставление иночества не пойдет вам на пользу. Совесть не простит. Если бы у вас был духовник, то вам нужно было бы спросить у него о переходе в другой монастырь, если худое сообщество действительно развращает ваш добрый нрав. Это возможно. Такие вопросы решаются через епархию. В Проекте положения о монастырях и монашествующих про это сказано так: "Переход монашествующего в другой монастырь возможен в порядке исключения с письменного согласия игуменов обоих монастырей и благословения епархиального архиерея" (IV.i.Внутренняя жизнь монастыря. Монастырская дисциплина). Проблема только в том, что на новом месте может быть еще хуже. Как в истории про брата, которого недолюбливал один брат и после каждого его перехода на новое место, его недолюбливало все большее число братьев, пока, наконец, он не согласился вернуться и терпеть того одного. Есть также вариант посоветоваться со старцем. В целом могу вам посоветовать вспомнить первую ревность, начать сердечно молиться, работать над помыслами. Думаю, вы знаете, что с молитвой любое искушение (даже смерть) переносится легче.
Вопрос (Татиана)25 ноября 2015г.
Благоденствия Вам и братии. Испрашиваю у Вас совета: наделенный писательским талантом человек готов уйти в монастырь и служить Богу: в миру ничто не держит. Однако есть опасения, что в монастыре не дадут развиваться его таланту, в котором он видит свое призвание - поскольку многим его талант помог. Опасается что случится по сказанному "В монастырь со своим самоваром не едут": и поэтому, поставят на другие работы. Боится оказаться в роли бесправного - при том, когда в монастыре нельзя говорить, как ему думается, что-либо наперекор? а нужно только безропотно, глотая слезы от непонимания и притеснения, угнетенности, выполнять послушание. Может, это утрированные представления о жизни монастыря? Каков Ваш собственный опыт: как Вам удалось в монастыре осуществлять свое писательское призвание, как Вы для этого действовали и сразу ли нашли тот монастырь, который согласился учитывать Ваш талант?..
Спаси, Бог.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Да, это представление о монастыре неверное. "Глотая слезы, непонимание, притеснение" - все это от незнания сути монастырской жизни. Готов служить Богу, пусть служит как может на том месте, где есть. А если хочет в монастырь, то пусть почитает о монастырях. В монастырь идут не для того, чтобы свои писательские таланты реализовывать, а каяться, молиться, спасаться, а также молиться о других. Решил, значит, двух зайцев одним выстрелом. В монастырь идут не для освоения журналистики, а для познания науки из наук - молитвы. Дадут послушание писать, значит будет писать, отправят коровник чистить, значит в коровник. А вообще в монастырях люди тоже разумные живут, и людей даровитых примечают. Пишущего могут и редактором монастырской газеты назначить. Все зависит от желания отца-настоятеля и его методов управления. Однако, отсечение своей воли всегда было в приоритете в монастырской практике. Своевольные просто не уживаются в монастырях. Именно своевольные будут глотать слезы, так как всё не по-ихнему, а научившийся отсекать свою волю обретет покой и мир Христов.
Вопрос (Татиана)5 ноября 2015г.
Помощи Божией. Прошу подсказать: Вам известен женский монастырь где с насельниками проводится обучение знаниям веры, есть духовник, обучают духовной жизни, организуют паломничества, следят за состоянием души насельников, где жизнь поставлена гармонично и благоразумно? Ранее было благостное представление о монастырях, но поездив в некоторые, к сожалению, столкнулась с противоположной реальностью, так что иллюзий стараюсь не питать. Однако от того, как поставлена жизнь в монастыре, его атмосфера напрямую зависит собственное душевное самочувствие и спасение, поэтому задаюсь этим вопросом. Будучи трудником сложно оценить настоящую жизнь монастыря, а ведь это нужно сделать прежде, чем примешь постриг. Интересен совет от знающих. Если знаете, прошу написать, какой монастырь. Спаси, Бог.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Нет, мне не известен. Нужно пожить в некоторых монастырях и посмотреть.
Вопрос (инокиня М)24 октября 2015г.
Батюшка, благословите! Я инокиня, три года трудилась в одном маленьком монастыре,но больше там быть не могу по нескольким причинам: потеря мира в душе, отсутствие монашеского духовного окормления, невозможность периодического лечения позвоночника (болезнь получена после тяжёлого послушания) и др. При очередном обострении, когда уже больше не могла терпеть боли, отдала Матушке заявление с просьбой отпустить, Христа ради, на лечение. В результате она запретила мне причастие (а ведь скоро наступал Великий Пост!), пока не вернусь в монастырь. В своём городе, где лечилась, узнала от Владыки, что игумения не имеет права запретить причастие, а только священник. Более того, Матушка говорила, что во всех монастырях так, как у нас, и у меня даже не возникало промысла уйти из монастыря. Но одна монахиня повезла меня в другой большой монастырь на лечение. Здесь я уже полгода.Есть опытный духовник схиигумен и несколько иеромонахов. Духовник очень печется о духовном и физическом здоровье сестер - проводятся отчитки, есть медсанчасть, приглашаются врачи, в т.ч. костоправ и физиотерепевт. Они поставили меня на ноги, боли прекратились. Спаси их всех Господи! Я даже могу выполнять такие послушания, где нужно быть постоянно на ногах по 12-15 часов в сутки. Но лечение нужно периодически возобновлять, т.к. позвоночник проблемный. Очень хотелось бы навсегда остаться в этом монастыре - здесь идёт постоянная молитва (псалтирь, акафисты, Иисусова молитва, Богородичное правило). Появился мир в душе, т
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Вопрос не закончен. Если вы спрашиваете, можно ли вам остаться в новом монастыре, то такие причины, как потеря мира, отсутствия дух.окормления должны были быть вам известны еще при поступлении в ваш монастырь. Тем не менее вы согласились остаться. Другое дело, что осознание этих причин могло наступить позже. Я советую вам решить этот вопрос по уму. Во-первых, монах имеет право с благословения на больничный отпуск (это оговаривается в Уставе для монашествующих). Но об этом нужно оповещать руководство заранее, чтобы оно имело время для специального суждения об этом. В этом смысле противодействие вашей игуменьи непонятно. "Положение о монашествующих" предусматривает переход из одного монастыря в другой в порядке исключения с письменного согласия игуменов обоих монастырей и благословения епархиального архиерея (см. главу Монастырская дисциплина). Что касается запрета игуменьи на причастие, то тут даже со священником все не так однозначно. Тем более это относится к игуменье, которая не имеет подобных полномочий. Поговорите с новой настоятельницей. Что она вам посоветует, так и поступите.
Вопрос (Олег)23 октября 2015г.
Может ли настоятель монастыря избивать монаха?
Что можно сделать, чтобы это прекратить?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Бить, конечно, никого не надо. Хотя древние монашеские уставы предусматривают телесное наказание (если интересно, посмотрите ответ 9 июля 2015г. N). Можно либо терпеть, либо пожаловаться, либо уйти.
Вопрос (Ирина)19 октября 2015г.
Здравствуйте! Мне брат сказал, что существует еще Вселенский патриарх, которому подчиняется наш патриарх Кирилл, в частности по вопросам, например, нашего монастыря на Афоне. Это правда?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Вселенским Патриархом называется Константинопольский Патриарх. Московский Патриарх ему ни в чем не подчиняется. Мы - автокефальная Церковь, крупнейшая по численности из всех существующих, полностью самостоятельная во всех административно-канонических вопросах. Но что касается Афона, то это греческая территория, а потому так сложна была история русского монастыря на Афоне. Если хотите узнать подробно положение русского монашества на святой горе, то рекомендую эту статью http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39919.htm
Вопрос (Нина)15 октября 2015г.
Здравствуйте, отец Роман. Бог в помощь. Меня смутили слова одного человека. То что он не очень лестно отзывается о монашествующих это меня не особо трогает, Бог с ним. Но вот он не рекомендует прихожанам читать святых подвижников. Говорит, мол, что доброго они сделали, что удалилиь от мира истязали себя разными действиями (вериги, житие в пустынях и пр.) А сколько могли бы сделать за это время для людей доброго. Где тут любовь к ближнему? Один эгоизм. Ну вот и поймал меня на этом лукавый, зародил во мне вопросы. Батюшка, я так думаю, что наверное они же все так боролись со своими страстями и в этом их подвиг и пример для нас как надо до самоотречения бороться с грехом. Правильно ли? И простите, что смущаю Вас такими вопросами. Очень надеюсь, что Вы посильнее меня в искушениях подобного рода. Сама я его не осуждаю, а просто пытаюсь укрепиться в правильных мыслях. А спросить могу только у Вас.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Честно говоря, я в шоке от услышанного! Ладно, если бы это сказала, например, р.Б. Юлия, которая читая мои ответы, постоянно ищет повода, но это сказал человек, который все имеет благодаря монашеству: каноны, уставы, творения, наставления и утешения, монастыри, старцы и свою хиротонию в том числе (а теперь кусает благословляющую его руку епископа-монаха) - все это принадлежит в основном монашеству. Что там за надлом произошел у него в жизни связанный с монашеством - не знаю, но это, конечно, глупости. Тут даже смущаться нечем, одно сожаление за разочаровавшегося в чем-то человека.
Вопрос (роман)6 октября 2015г.
Я могу пойти в монахи и как это сделать
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Во-первых, должно быть призвание от Бога. Если чувствуете его, то молитесь, чтобы Бог указал монастырь. Ездите по монастырям и выбирайте свой. Как выберете, сообщите настоятелю о своих серьезных намерениях остаться там жить. Про монашество читайте уже бывшие ответы.
Вопрос (Наталья)29 сентября 2015г.
Я вижу в этом поступке отца Фотия то, что можно быть красивым мужчиной, красиво петь, но при этом быть еще и монахом - воином Христовым. Многие имеют представление о монахе, что это человек, который полностью ушел из мира, сидит тихонечко в своей келье и молится. Но главное не отречься от этого суетного мира, а просто полностью посвятить себя службе Господу. Монах не должен ничего своего иметь, он отказывается от вещей, от семьи. Но это вовсе не значит, что он не должен общаться с мирскими людьми. Паисий Святогорец отказался в свое время быть священником, но сколько он спас людей через общение с ними. А наш Патриарх, он ведь тоже монах, и вообще патриархом могут быть только монахи. у нас на приходе батюшка иеромонах окончил православный институт, окончил педагогический институт, написал диссертацию, построил храм, служил в нем несколько лет и только после этого уехал в глухой монастырь, чтобы пройти и такой отрезок своего пути. Кто знает потом может тоже на службе Господу дойдет в своем росте до патриарха
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Все эти нападки выгодны врагам Церкви. К сожалению, некоторые православные поют с ними в унисон, вместо того, чтобы помолиться о том, чтобы Господь все управил и прославилось Его имя. Ведь о личной жизни монаха (и любого христианина) никто не знает, только Бог. Зачем же судить и анафематствовать прежде времени, прикрываясь благочестием? В поступке о.Фотия можно увидеть многое, но только не попрание Православия и монашества. Кто хочет судить - судите, хоть обсудитесь, а Бог тем временем, глядишь, и несколько душ приведет ко спасению.
Вопрос (Наталья)29 сентября 2015г.
Отец Роман, у меня брат в 19 лет поступил в монастырь, в 20 - рукоположен в иеромонаха. Прошло 17 лет и он ушёл. Правящий архиерей снял с него священичиский сан, но ведь перед Богом он не перестал быть монахом? Причащаясь он ведь должен называть своё монашеское имя а не мирское? На сколько я понимаю монашество может оставить человек, которого насильно постригли (и этому есть свидетели)? Теперь он живёт с женщиной. Он ведь обещал посвятить свою жизнь Богу и обманул его ради женщины. Ведь это большой грех. Сможет ли он его кода-нибудь исправить?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
По древним канонам женившийся монах отлучается от Церкви, то есть не может причащаться. Но с середины 19 века Синод сделал возможным сложение монашеских обетов с монахов. То есть монах должен сначала подать прошение о снятии с него монашеских обетов, чтобы, таким образом, все было законно. В этом случае он не подпадает прещениям и может вступать в брак. Естественно, имя в этом случае он употребляет мирское (по паспорту). Возврат в монашество в этом случае и возможен, и желателен. Но если был сан, то он уже возвращен не будет.