Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).
Вопрос (Игорь)15 июля 2015г.
Мир Вам! Мне очень понравились слова иеромонаха Василия (Рослякова), когда к нему пришла бабушка на исповедь пообщаться о чем-то маловажном и мирском. Он ей сказал замечательные слова смысл их примерно был такой, что о мирском с подружками на лавочке общаться нужно, а на исповеди о Боге и о грехах. Здесь мы не на исповеди конечно, но эти слова для нас должны иметь большой смысл. Интернет тоже средство массовой информации. Благодарю Бога за то, что есть возможность спросить о духовном и полезном для души у монаха. Объясните мне глупцу, почему и для чего люди уходят в монастырь?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
"Монашество не есть учреждение человеческое, а Божеское, и цель его - отдалив христианина от сует и попечений мира, соединить его, посредством покаяния и плача, с Богом, раскрыв в нем отселе Царствие Божие. При посредстве монашества христианство достигает своего высшего развития" (Свт.Игнатий Брянчанинов).
Вопрос (Ольга)12 июля 2015г.
Сколько часов в сутки спит среднестатистический монах?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Сколько требуется по его образу жизни и здоровью.
Вопрос (N)9 июля 2015г.
добрый день. случился прецендендт. монах выпил,сильно. пришел в келье лег спать. на следующий день,игумен снял с него все одежды,оставив а мирском. монах в подавленном состоянии, сидит в келье,никуда не ходит. имеет ли право игумен поступать так, согласно положениям собора по монастырям и монашеству?
монах N
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Согласно "Положению" нарушение дисциплины влечет за собой различного рода прещения согласно церковным канонам и внутреннему уставу монастыря, от предупреждения, до изгнания. Если посмотреть древние Уставы пр.Пахомия, Василия Великого, то там наказание полагалось даже за самые маленькие нарушения, напр., если кто заснет за чтением и, будучи разбужен огорчится, то отлучается от общения, труда и Причастия (Устав Василия В.). Также полагались и другие виды епитимий: лишение благословения, выговор, несение публичной епитимии перед алтарем, публичное несение послушания, стояние в трапезной на виду у всех и даже побои (39 ударов полагается за воровство по Уставу Пахомия В.). Очень часто мера наказания не оговаривается четко и оставляется на усмотрение Аввы, например, про неисправимых говорится, что да слышит о их неисправлении Авва и воздаст по мере и делу греха. Или может быть сказано так: тот должен нести епитимию установленную порядком. По Уставу преп.Венедикта епитимии должны быть соразмерны вине и определяться судом Аввы. За легкие провинности провинившийся лишался общей трапезы с братьями и ел один после всех. Если провинился в важном деле, то вместе с трапезой отлучался он и от общей молитвы. Никому не разрешалось с ним общаться, он должен быть один в сокрушении и покаянном сетовании. Оговаривает Устав и несправедливые наказания. Например, сказано, что в случае несправедливости смотрителя к брату, дело между ними рассудят избранные судьи; и если окажется при этом нерадение смотрителя, или что он по гордости стеснял брата и судил его не по истине, а по лицеприятию, низвесть его с его места пока исправится и очистится от скверн неправды - что не смотрел на истину, а на лицо и следовал не суду Божию, а неисправимости души своей. Василий В. говорит, что настоятель не должен ни одного поступка считать маловажным. При этом тот, кто огорчается наказанию, сказано: не познал ни опасности греха, особенно пред Богом, ни пользы покаяния и сам себя лишил пользы. Таковой вредит братству своим сожительством, развлекая подвизающихся. Поэтому подумайте, что лучше: претерпеть публичное смирение или даже побои (что дозволяет святоотеческий устав) или походить в штанах?
Вопрос (Игорь)7 июля 2015г.
Мир вам! Спасибо за ответ. Вы правильно подметили, икона является для меня подспорьем. Когда вижу образ, как-то и на душе страх перед Богом появляется. Раньше без икон молился, теперь без них тяжело. Враг боится их, а без икон меня постоянно во время молитвы помыслы одолевают от хульных до житейских мирских. Храни вас Бог! Я собираюсь первый раз в жизни съездить в монастырь в Оптину Пустынь. Поездка будет 11 июля и всего на один день. Как максимально с душевной пользой провести для себя это время, вы как человек видящий жизнь изнутри монастыря, чтобы посоветовали прежде всего мирянину?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Не будьте похожи на туриста. Это очень утомляет монашествующих. Будьте паломником, то есть поезжайте для обретения духовной пользы, а не с монахами пофотографироваться. Некоторые не стесняясь хватают на улице монахов за руки, обнимают и просят сфотографироваться с ними. Таких мы очень не любим. Посетите все раки, приложитесь к мощам, хорошенько помолитесь, сходите в скит, закажите поминовения, сделайте посильную жертву. Таким образом получите благословение оптинских старцев и Божье.
Вопрос (Даниил)10 июня 2015г.
Отец Роман, скажите пожалуйста, я читал Современный опыт прохождения мытарств. Там вы говорите, что ваше мирское имя Николай Мальков. А в монашестве вы Роман Кропотов. Почему поменялась фамилия? я знаю, что при монашестве меняется имя, а фамилия почему? простите, если что-то не так понял.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
А мысль о том, что это не я вам не приходила? Так вот - это не я. Это художественное описание прохождения мытарств.
Вопрос (Сергий)4 июня 2015г.
Благословите!Отец Роман,хочу принять монашеский постриг и служить где нибудь в деревни,Возможно ли принять монашество и жить в миру?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Такое часто бывает. Назначает на приход архиерей. Но такая практика - современна и не правильна. Вообще вопрос - позволительно ли монаху быть священником. Раньше ведь такого не было. Это потом стали рукополагать в монастырях своих иеромонахов, а потом еще и стали их вырывать из родных монастырей и отправлять служить в города. Не знаю, как для вас, но для меня это трагедия.
Вопрос (Светлана)4 июня 2015г.
Батюшка, прочла о преподобном Арсении Великом и женщине, что желела его увидеть. Но совсем не могу понять его и вашу реакцию по отношению к ней...что может вызывать в её поведении гнев?
Ведь даже Христос позволил блуднице прикоснутся к своей одежде...
А это была "благочестивая, целомудренная и богобоязненная" женщина, желавшая просто увидеть Божьего человека и попросить его молитв. Может реация преп.Арсения была связана с тем, что она это хотела сделать из праздного интереса и вопреки воле святого? или всеже просто из-за того что она женщина? но тогда тоже ведь проблема не в ней, а в личных помыслах, возбудить которые могут абсолютно разные вещи.
Хотя лично мне тоже иногда хочется просто увидеть старца сегодня, что-то спросить, самой убедиться что ещё есть такие люди, это плохо?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Этот эпизод показывает, что и благочестивые люди имеют недостатки. Таких праздношатающихся и желающих без надобности видеть пророков и сегодня предостаточно. Но Арсений все-таки был не просто современный старец. У него был уникальный подвиг. Старчество - это именно социальное служение. Но Арсению сам Бог сказал - бегай людей и спасешься. И Христа не надо с ним сравнивать. Давайте представим, что придя на землю Господь будет прятаться от людей. Откуда мы тогда возьмем Евангелие? Если она такая благочестивая, то почему не выполняет волю Божию? Почему в своем благочестии не узнала, что такое монашество? Но ей просто хочется увидеть и все - извольте подать пророка. Эгоизм в чистом виде. Все мы несовершенны.
Вопрос (Светлана)3 июня 2015г.
Приминительно к монахам ещё можно это понять, я просто рассуждала и о мирских. Что касается грубости монахов, то мне наверное повезло - не сталкивалась. А вот странное отношение бывает замечаю. Н-р в монастырь куда мы ездим, "борьба полов" иногда выглядит даже забавно. Н-р монахиня одна не может общаться или что-то делать, куда-то ехать, с моим супругом или другим мужчиной (нужна я или ещё кто-то из монахинь), вообще общение наедине как я поняла там уместно только в храме.
Вот эти слова в контексте св. Иоанна меня и натолкнули на мысль о том что святой считает женщину " не могу хорошее слово подобрать" - "Благий Господь и в том являет великое о нас промышление, что бесстыдство женского пола удерживает стыдом, как бы некою уздою; ибо если женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы никакая плоть". Я сначала поняла это как " женщины - бесстыдные, хорошо, хоть стыдом немного сдерживаются" ну как-то так. Спасибо, что объяснили! Я не знаю о преподобном Арсении -почитаю. А можно ещё спрошу: что важнее любовь к людям или любовь к благочестию? Ведь получается что в стремлении жить благочестиво можно обидеть человека своей резкостью, для перестраховки так сказать...
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Дело в том, что этот вопрос в основном к монашеству и относится. В миру иначе. Что касается любви к людям, то любовь к благочестию - это любовь к Богу, а она, как вы помните, стоит перед любовью к человеку и является важнейшей. Да и о своей душе Господь сказал, что она важнее всего мира.
Вопрос (Нина)29 мая 2015г.
Здравствуйте, отец Роман. Бог в помощь. Подскажите, как долго можно жить при монастыре трудником, или послушником? Есть ли ограничения по времени пребывания? И были ли случаи, чтобы человек всю жизнь прожил так, но монашества не принял? Или в какой-то момент придется все же выбирать вернуться в мир или принять постриг?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Если человек устраивается в трудники, то он сам знает когда уедет. Знает, что он приехал не навсегда (может на неделю помолиться, или зиму переждать, или к старцу попасть, или просто поработать, душу подлечить, но не насовсем). А вот если он в послушники метит, то тут уже серьезнее. Об этом он говорит начальству, которое и относится к такому соответственно (переводит в братскую трапезную, келью дает не вместе с трудниками, послушания доверяет более ответственные и проч). Продолжительность трудничества зависит и от самого человека (его планов), и от правил конкретных монастырей. У нас люди могли годами и десятилетиями жить и трудиться не принимая пострига. Некоторые могли так и умереть и быть похороненными на кладбище неподалеку. У нас специальный уголок есть - для трудников и послушников. Но выбор монашества зависит от самого человека. Его же спрашивают при постриге: "Вольным ли своим разумом и вольною ли своею волею пришел?" Он говорит: Да. "Не от некия ли нужды или насилия?" Он отвечает: Нет. Поэтому теоретически человек может оставаться в послушниках и жить в монастыре сколь угодно долго. Но чаще бывает по-другому, потому что все наоборот стремятся к постригу, хотят постричься. А потому как только наместник начинает тебе задавать наводящие вопросы (Не надумали ли? Не задумывались ли? Не желаете ли изменить образ жизни? и проч.), и если духовник говорит - давай, готов, - сразу постригают (с согласия архиерея, конечно).
Вопрос (юля)25 мая 2015г.
Здравствуйте, отец Роман! Был со мной такой давно случай, сразу постеснялась вовремя спросить, а священника этого уже не вижу . Извините, если в чем-то он нетактичен.Однажды в храме, в трапезной, батюшка на меня смотрит- смотрит и говорит:а тебя бы подстричь надо( батюшка сам иеромонах, а храм приходской), в инокини. я раньше до этого у него исповедовалась, но он не является моим духовником.я говорю: а вы во мне монахиню видите, он сказал в душе-да, потом перекрестил, благословил и поцеловал.Разве может священник, не являясь моим духовником, давать такой совет?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Совет дать может. На советы у нас запрета нет. Я вон, видите, раздаю советы направо и налево совершенно никого не зная лично. Но выполнять его вы не обязаны. Шаг ответственный и решать вам.