Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Людмила) 3 июня 2011г. Муж погиб 22 года назад. Я, к сожалению, не знаю был ли он крещен. Об этом не знают и его близкие родственники. Можно ли заказывать молебен о его упокоении в церкви? Если нет, то что  нужно делать?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)     Молебен заказывается "за здравие", а "за упокой" заказывают панихиду. Представляется очень странным, как жена может не знать, крещен ли ее муж?! Еще более странным представляется незнание родственниками мужа этого же вопроса. Что тут можно посоветовать? Попробуйте заказать по нем панихиду с пометкой "аще крещен есть". То есть имеется в виду, что написавший записку не знает, крещен этот родственник или нет. В конце концов Господь видит наше желание помочь умершему молитвой и не взыщет за наше незнание. В любом случае вы всегда можете дома молиться за своего супруга. Для домашней молитвы не имеет значения крещеный был человек или нет.
   Тут еще есть один момент. Люди часто хотят как проще. Дома не хотят молиться за родных (ведь это постоянный труд), а приходят в храм, напишут записку и всё, дело сделано, совесть спокойна, помянула. Так тоже не пойдет. Нужно, чтобы душа участвовала. Богу наше сердце нужно, а не формальные отписки.
Вопрос (Юрий) 2 июня 2011г. Хочу задать вопрос монашествующим. Позволяет ли сейчас обстановка в монастыре вести монашескую жизнь вполне соответствующую. Я имею ввиду, уделяется ли большее время молитве, уединению от выхода за пределы монастыря. Обязательно ли для всех посещение Богослужений? Есть ли сейчас делатели умной молитвы? Не слишком ли загружен день послушаниями, чтобы отвлекать от душеполезного чтения или уединенной молитвы?  Я просто смотрю со стороны, и не вижу внутреннюю жизнь монашества. Простите что не складно написал. Спаси Вас Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) То, что сегодняшнее монашество не то, что было при Антонии Великом и даже Амвросии Оптинском, это очевидно. Кто хочет узнать о состоянии современного монашества из авторитетного источника, пусть читает об этом у святителя Игнатия Брянчанинова (Приношение современному монашеству).
     Что же касается конкретно Боровского монастыря (поскольку вопрос задан нам), то здешняя обстановка вполне позволяет вести настоящую монашескую жизнь. Здесь есть и послушания, и личное время для молитвы и чтения. Но многое зависит от самого человека. Если ты действительно ищешь спасения, то сам будешь направлять свою жизнь в нужное русло. Без каких-либо указаний со стороны сам будешь воздерживаться от напрасных выходов за пределы монастыря, добровольно будешь посещать богослужения и т.д.
    В вашем вопросе есть несколько указаний на ваше неправильное понимание монашеской жизни. Похоже вы хотите немного трудиться, но много молиться. Для этого нужно жить уединенно где-нибудь в скиту. А в общежительном монастыре вы будете исполнять послушания на общую пользу столько, сколько будет необходимо, а в остальное время читать и молиться. Но кто вам мешает непрестанно молиться и во время исполнения послушаний? Дело в том, что уединенная жизнь не предваренная жизнью общежительной, может быть во вред. И не случайно в древности без общежития не разрешали уединяться. Только после того, как послушник научится отсекать свою волю, в повседневных ситуациях смиряться перед братьями, только после этого он сможет без очевидной опасности для души перейти на более трудную ступень монашеской жизни - в уединение. Люди, приходящие из мира в монастырь со своими страстями и грехами, похожи на камни с острыми углами. Но если их все вместе положить в один мешок (монастырь) и потрести, со временем ударяясь друг о друга они уже не бывают острыми, но становятся гладкими.
    То же самое касается и взглядов со стороны. Никто и никогда не может взглянув со стороны увидеть внутреннюю жизнь человека. Надо быть рыбаком, чтобы увидеть другого рыбака издалека (со стороны). Настоящая монашеская жизнь никогда не будет видна посторонним. И вы никогда не узнаете молится человек Иисусовой молитвой или нет. Если же кто-то "намекает" окружающим на свое подвижничество, молится вслух, кается напоказ и т.п. то это не монашество. Это очень опасный путь, который закончится крахом для монаха, работающего на публику (на мирян). Может такого монашества вы желали увидеть: монахов падающих всем мирянам в ноги и просящих помолиться за них, монахов ходящих со слезами на глазах, неразговорчивых и неулыбающихся монахов, монахов по тысяче раз в день при всех называющих себя грешными? Все это части внутренней жизни монаха, и при правильном духовном пути она не должна иметь свидетелей, кроме Бога, Который и воздаст человеку за его труды.
   Поэтому не нужно "просто со стороны" смотреть на других, а лучше займитесь своей душой и наблюдайте только за собой. Оценивайте не чужие поступки, а только свои. И если вы желаете монашества, то поверьте, оно возможно и сейчас, было бы желание самого человека.
Вопрос (Артём) 31 мая 2011г. Добрый день, у меня вот какой вопрос. Скажите пожалуйста, отвечает ли отец Власий на письма?  Я живу в далеком Екатеринбурге и у меня нет возможности посетить монастырь?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Когда отцу Власию передают письма, он их читает, но ответов не пишет. Вы только представьте если он будет писать ответы всем, кто захочет ему написать что из этого получится? У него просто не останется времени на личный прием. Вы можете попробовать написать письмо. Изложите в нем суть дела и закончите просьбой о молитве за себя  и своих родственников. Письмо должно быть составлено так, чтобы не предполагалось ответа. А вообще "далекий Екатеринбург" на самом деле не такой уж далекий по сравнению с теми городами, деревнями и странами, откуда другие люди находят возможность приезжать к старцу.
Вопрос (Ирина) 30 мая 2011г. Здравствуйте! Знаете ли Вы, как именно организована очередь к о. Власию? Знаете ли о том, что очередь расписана вперёд на полтора-два месяца и нужно приезжать каждый (!) день к 21ч, чтобы попасть на перекличку, иначе из очереди вычёркивают? Знаете ли, что можно  самим не приезжать, а купить услугу отмечаться на перекличке за очередника? И это предлагают тут же, где и записывают. Для чего же это? В жизни столько лжи, несправедливости, взячничества. Зачем же, проходя в монастырские ворота вместо любви Божией, выраженной в любви и заботе к притекающим людям, мы находим иное?.. Почему Вы не хотите создать (организовать) очередь сами,чтобы человек приехав или позвонив, или зайдя на сайт мог бы записаться, а записавшись, примерно понимая через сколько примерно очередь подойдёт, интересоваться удалённо и только ближе к моменту встречи долгожданной прибывать в монастырь с надеждой?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Детали приема духовника обители мне лично не известны. И хотя то, о чем вы пишете узнаю впервые, тем не менее не удивляюсь. Что удивительного в том, что некоторые используют прием старца в своих корыстных целях? В монастырь, в конце концов, все приходят по разным соображениям: кто спасаться, кто спасать, а кто-то и подзаработать. Все это старо, как мир.
  Я прекрасно понимаю и разделяю ваше возмущение. Возможно у вас серьезная проблема, с которой вы желали бы попасть к старцу, и то, что некоторые устраивают на приеме повергает вас в совершенное отчаяние. Но что касается именно нашего монастыря, то поймите правильно, сам процесс приема старцем народа не имеет непосредственного отношения ни к уставу монастыря, ни к распорядку. Отец Власий когда хочет, тогда и ведет прием. Он может пойти на полиелей в 17 часов и прекратить прием, а может и не пойти и продолжить. И поэтому этот процесс не подлежит тому контролю и организации, которые мы с вами хотели бы видеть.
    Наместник монастыря совершенно не вмешивается в этот процесс. Возможно потому что, прием страждущего народа - занятие очень сложное и ограничивать его жестким регламентом (отец Власий, будешь принимать строго с пяти утра и до девяти вечера! ни больше, ни меньше!), было бы неразумно. Отец Власий возможно ограничивается лишь общими указаниями (напр. говорит келейнику, что принимать будет до 21. 00 и всё), а все остальное случается без его ведома. И то, о чем вы написали происходит  по инициативе лиц не имеющих отношения к нашему монастырю (который вы в порыве праведного гнева обвиняете) и лишь временно привлеченных к организации приема.
    Вполне разделяю ваши идеи относительно рационализации приема. Но воплощение их в жизнь представляется если и не совсем невозможным, то по меньшей мере крайней трудным. Очередь "живая" - сегодня 200 человек, в другой день (когда старец принимает неожиданно, незапланированно) 10 человек и связывать этот процесс каким-то стационарным уставом представляется проблемным. Сколько раз сам видел: дождливый день, старец принимает (когда все говорят, что приема нет), на лавочках тоскуют 10-15 человек. В 5 утра он выходит на прием, а уже в 10 утра уходит в келью, потому что никого больше не осталось. Для того, чтобы воплотить ваши идеи в жизнь нужно создать целый Орган управления и координации приемом со специально нанятым контенгентом с окладом (монастырским братьям это не под силу, им хватает забот), так как иначе проследить все особенности этого процесса невозможно. А все коррумпированные элементы, бесспорно, должны быть выявлены и выдворены из монастыря.
Вопрос (Алексей) 29 мая 2011г. Христос Воскресе! Очень часто встречаю призывы некоторых верующих принести некое всенародное или по крайней мере личное (и за свой род)покаяние перед царственными страстотерпцами. Но нигде на официальных сайтах или в официальной периодике РПЦ ничего об этом не говорится. Очень хочется узнать, какова позиция РПЦ по этому вопросу, действительно ли есть такая необходимость, или же это из разряда околоцерковного фольклора. Большое спасибо за возможность получить ответ!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Протоиерей Алексий Сидоренко,
проректор по научной работе Тобольской православной духовной семинарии,
кандидат богословия, кандидат философских наук.


    Ныне среди небольшой части мирян нашей епархии получил распространение так называемый "Чин всенародного покаяния русского народа". Вдохновители этого "Чина" предлагают всем православным людям лично каяться в предательстве и убийстве царя Николая II и членов его семьи, расценивая участие в "Чине" в качестве единственно возможной формы возрождения русского народа.
    Следует сказать, что они исходят из неверных посылок и, следовательно, приходят к неверным выводам. Прежде всего, они неверно толкуют Послания Святейшего Патриарха и Священного синода к 75-летию (ПосланиеI) и 80-летию (ПосланиеII) убиения Николая II и членов его семьи. Эти Послания призваны играть у них роль маскировочных приспособлений, дабы скрыть противоцерковную деятельность некоторых из них. Но даже если исходить из предположения, что они действуют искренне (что не вяжется с характером их действий), то и тогда прийти к желаемым для них результатам не удается.
Покаянные формулировки, предлагаемые в "Чине" и вытекающие из постулируемого "предательства", не могут иметь места среди православных, многие из которых хранят идейную верность монархии.
    Нам ведь предлагают лично каяться в совершенно фантастических грехах, что является насилием над совестью верных. Например: "Не осуждал законопреступное свержение богоустановленной власти, отмену церковного поминовения Помазанника Божия, решение Синода поминать на богослужениях клятвопреступное Временное правительство (март 1917 года) и через это - измену присяге на верность богоустановленной власти и прекращения молитвы за православную державу". В другом варианте "всенародного покаяния" предлагается еще более радикальное самобичевание: "Господи, помилуй нас за участие в революциях 1905, 1917 гг: Господи, помилуй нас за участие в гражданской войне: Господи, помилуй нас за измену Родине и участие в военных действиях на стороне врага и сотрудничество с оккупантами, за нарушение военной присяги перед Родиной: Господи, помилуй нас за измену Родине и предательское бегство русской научной и творческой интеллигенции за рубеж после распада Советского Союза...". Сложно представить, как можно каяться в несовершенных грехах. Церковь никогда не требовала от приходящего в храм каяться в грехах своих родителей.
    Составители "Чина" (сами себя они величают "ревнителями всенародного покаяния") вводят догматическое новшество - "наследственный грех цареубийства", который не смывается даже крещением, а лишь участием в предлагаемом "Чине". Причем ничто русскому народу не помогло в прошлом и не помогает в настоящем - ни прославление Царственных страстотерпцев, "потому что, по их словам, признание святости Царственных мучеников не освобождает нас от греха, не происходит очищения, изменения сознания, перерождения человека в новую тварь" (да и произошло оно, по их мнению, с опозданием, лишь в 2000 г.; как говорят "ревнители", "убили и прославили"), ни строительство величественных храмов на месте убиения, потому что "одним строительством храма грех не истребляется: нельзя откупиться от Бога. Индульгенция не спасает от гнева Божия". Эти слова являются надругательством над искренней жертвой на возведение храмов многих людей, которую теперь идеологи "Чина" объявляют "индульгенцией". Справедливо пишет священник Даниил Сысоев в статье "Богословские соблазны монархического движения", что "если ... мы примем столь популярную ныне доктрину о втором наследственном грехе русских - грехе цареубийства, который вдобавок не смывается и крещением, тогда мы неизбежно придем к ереси против 10-го члена Символа веры. Ведь получается, что величайшее Таинство Крещения не в силах смыть с наших душ предполагаемую скверну цареубийства, переданную нам от предков". Однако никакие аргументы "ревнителей" не колеблют.
    Идеологи "Чина" пытаются внушить, кроме того, ту мысль, что реставрация дореволюционной монархии - наш единственный политический путь. Головы у них повернуты назад, и они желают, чтобы у всех головы были повернуты назад, в XIX век. На самом деле, если мы чему-нибудь научимся у истории и если мы когда-нибудь поднимемся до православной монархии, то, конечно, в осознании, что она не будет такой, какой была. В России восстановится симфония властей - духовной и державной. Диссонанс в этой симфонии во многом и привел к перевороту 17-го года. Прежде всего, в России будет Патриарх и Царь, Патриарх займет свое законное место в Успенском соборе, а Царь будет руководствоваться духовными наставлениями Патриарха, а не случайных людей; в России монархической будет слышен свободный голос Церкви, она будет выносить свободные суждения по всем вопросам общественной жизни, она больше никогда не будет скованным "ведомством" в государстве. Видимо, этого и не желают ложные друзья монархии.
    Заключая, отметим, что прискорбным знамением нашего времени может считаться легковерность, с которой отдельные люди, повинуясь неким внутренним позывам к правде и справедливости, с легкостью принимают новые учения, особенно, если те приукрашены радикальной эсхатологией и всеохватной апокалиптикой; они готовы первому встречному вручить свою судьбу, если только тот будет складно говорить о наступивших последних временах. Идет тотальный поиск старцев, которые, конечно же, при таком ажиотажном спросе находятся: Священное Писание, святые отцы, великое Православное богословие в таком состоянии духа оказываются в забвении; огромный опыт новомучеников российских, к сожалению, остается зачастую невостребованным: верят анонимным книжонкам, примитивной беллетристике. Все это приводит к печальным искривлениям в духовной жизни, чему примером и служит "Чин покаяния русского народа".
http://www.ihtus.ru/tr.shtml
Вопрос (ИРИНА) 29 мая 2011г. Ирина: как теперь поминать священника Силуана (в 2000 бабушки в лавке сказали, что он был иерей)?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Иерей Геннадий Жучков 21 апреля 2003 года принял монашеский постриг с именем Силуан (в честь преподобного Силуана Афонского). Постриг проходил в Свято-Успенской Тихоновой пустыни Калужской области. Сейчас он игумен Силуан (Жучков).
Вопрос (Павел ) 24 мая 2011г. Здравствуйте! Меня зовут Павел, я инвалид первой группы колясочник и я бы хотел задать вопрос отцу Власию. Как это можно сделать?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Нужно приехать и спросить. Можно также послать кого-нибудь с вопросом. Отец Власий отвечает и через посредников.
Вопрос (ольга) 23 мая 2011г. Здравствуйте! Мой сын страдает неврозом навязчивых состояний, страхами перед действиями. Это можно назвать душевной болезнью? и можно ли ему помочь? Медики бессильны, назначают антидепрессанты.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) НЕВРОЗЫ

Профессор Д. Е. Мелехов

Неврозы, невротические реакции и затяжные невротические развития личности возникают в ответ на психотравмирующие ситуации у конституционально слабых или неуравновешенных личностей, в особенности тогда, когда они оказываются несостоятельными перед лицом непосильных требований или сверхсильных раздражителей окружающей среды. Разделяют неврозы истерические, навязчивые, фобические, ипохондрические, психастенические.
    К этим формам врач будет подходишь в поисках соматических и биологических причин и почвы, на которой они развились. Психотерапевт постарается устранить психотравмирующие причины или, по крайней мере, научить больного правильно на них реагировать.
    Опытный духовник поможет больному преодолеть моральные причины, дефекты воспитания, помочь больному достигнуть здорового уровня в духовной жизни, найти посильные и вызывающие интерес занятия и профессию, преодолеть моральные затруднения.
    Здесь психотерапевтическая работа часто связана с глубоким анализом душевных переживаний и многолетним воспитанием, "ведением" больного, психагогика (от греческого слова ago - веду), как вид психотерапии. В зависимости от убеждений и возможностей больного он часто обращается за этим к духовнику.
    Но даже и врачи-психотерапевты в этих случаях аппелируют к моральной стороне личности и обязательно обращают внимание на наличие совести и чувства вины у больного.
    Один человек видит в болезни выход и выгоду для себя (при истерии), у другого моральная реакция на симптом болезни возбуждает протест, будит совесть, способность к критике (Вайнзеккер). Американский психиатр Карпмен в своей классификации пограничных состояний (неврозов и психопатий) даже полностью отходит от медико-биологической точки зрения и придает решающее значение моральной самооценке больного и той реакции, которую вызывает больной у врача. По его мнению психопат может вызвать только отрицательную реакцию, ибо "психопаты бездушны, беззаботны, лишены чувства вины. Жизнь у них проходит в примитивном животном плане. Они не считаются с внешними обстоятельствами. Их поведение определяется животными инстинктами, не подчиняющимися диктату сознания. Они не способны на сложные эмоциональные реакции".
    Карпмен даже предложил заменить термин психопатия на термин анэтопатия (патологическое отсутствие морального чувства). Один из последователей его - Р. Миллер на этом основании предложил такой дифференциально-диагностический признак:
    Если у больного есть совесть и чувство вины - это не психопатия, а только невроз. У психопата нет совести и чувства вины. В лучшем случае, только чувство неудобства от тех или иных проявлений психопатического характера.
    Мы так подробно привели здесь эту крайнюю чисто морализирующую точку зрения для того, чтобы показать, что она далека от объективной медико-биологической и социальной характеристики психопатий, от научно-медицинского и психотерапевтического подхода. Христианский подход не заменяет, не подменяет медико-биологического подхода, а лишь его дополняет и обогащает.

Иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор.

    В настоящее время около 400 миллионов человек больны той или иной формой психического расстройства. Из них примерно 80% страдают пограничными (на грани здоровья и болезни) нервно-психическими нарушениями, среди которых лидирующее место занимают неврозы. Согласно современному определению, принятому в нашей стране, невроз - психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений (Неврозы. М.: Медицина, 1990). Проще говоря, невроз развивается тогда, когда человек, в силу различных обстоятельств, не может найти приемлемый выход из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести трагедию.
     Симптомы невротического срыва общеизвестны: снижение настроения, раздражительность, бессонница, чувство внутреннего дискомфорта, вялость, апатия, ухудшение аппетита. Могут появляться навязчивости, вспышки агрессивности, злобности и т. п. Вся эта симптоматика сопровождается общим недомоганием, неприятными соматическими ощущениями, вегетативными дисфункциями.
     При неврозе человек сохраняет ясность мысли, критичен, тяготится своим состоянием, но подчас ничего не может изменить в себе. В книге Дж. Фурста "Невротик: его среда и внутренний мир" читаем: "Многие невротики справляются с преподаванием, исследовательской работой и другими видами интеллектуальной деятельности, но в то же время тщетно борются с личными затруднениями явно эмоционального характера". Тот же автор отмечает, что чувства невротика сильнее его интеллектуальных убеждений; ...эмоции невротика - продукт искаженного понимания им объективной ситуации.
     Термин "невроз" прочно вошел в нашу жизнь и неизвестен разве что младенцу. Выделяют школьные и пенсионные неврозы; неврозы достижения и одиночества; соматогенные и экологические, а также много иных разновидностей этого неприятного недуга. Особую группу составляют так называемые ноогенные неврозы, связанные с утратой или отсутствием смысла жизни, ценностными конфликтами. Имеются данные о том, что примерно каждый пятый невротический случай имеет ноогенную основу. В действительности, думается, что едва ли не каждый невроз имеет духовные корни. Впрочем, обо всем по порядку.
     Впервые понятие "невроз" было предложено в 1776 году Кулленом, и с тех пор дискуссии о сущности невроза, корнях его возникновения и механизмах формирования не становятся менее животрепещущими. Сегодня трудно найти в медицине другое понятие, трактуемое различными научными школами столь многозначно и противоречиво. Невротические реакции, которые могут возникать у человека вслед за тяжелыми потрясениями, конфликтами, соматическими заболеваниями или жизненными неурядицами, очень разнообразны. Проявления их преломляются личностью человека, особенностями его характера. Поэтому и взгляды на эту проблему отличаются полярностью. Причем на острие научных дискуссий находятся не только вопросы систематики неврозов, а само существование их как нозологической формы. Крайняя точка зрения некоторых психиатров выглядит примерно так: невроз - "нормальное поведение в ненормальном обществе". Другие точки зрения могут быть представлены следующим образом: церебральная дисфункция; вытеснение в бессознательное; регидность установок и догматический строй мышления; неумение прогнозировать конфликт и готовиться к нему; неверные стереотипы поведения; неудовлетворение потребности в самоактуализации и еще многие другие предположения. Одни исследователи относят истоки неврозов к некоторому своеобразию рассудка, другие к патологии эмоций, третьи - к процессу самопознания, четвертые - к психологической незрелости и инфантильности. Есть и такие авторы, которые склонны думать, что невроз - наследственное заболевание. Мнений много, но ясности нет.
     Некоторыми авторами высказывались мысли о том, что невротики страдают из-за неспособности любить себя (неврастения) или любить себя и других (психастения).
     Следует сказать, что каждое психологическое направление только тогда становилось состоятельным в глазах коллег, когда его представителям удавалось аргументировано и по-новому заявить о взглядах на невроз.
     В последнее десятилетие вопросы происхождения неврозов стали подвергаться активному пересмотру. Отношение к неврозу как к легкой психической дисфункции в значительной степени изменяется. Принцип функциональности (легкой обратимости) не подтверждается современной клинической практикой. По опубликованным в печати данным, выздоровление при неврозах наступает менее чем у 40-50% заболевших. Установлено, что в первые три года при неврозах выздоравливают лишь 10% больных. Часто страдания длятся годами и даже десятилетиями. Следовательно, невроз чаще возникает ввиду каких-то внутренних личностных механизмов. Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь "последнюю каплю", пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, развивается своеобразная "способность" реагировать на жизнь нервной слабостью, раздражительностью, навязчивостью или истеричностью. Одни причины (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными и вскоре их место занимают другие, а недуг вновь возобновляется.
     По моему глубокому убеждению, для понимания истоков невротических нарушений (как, впрочем, и других болезней) необходимо подняться на самый высокий личностный уровень и рассматривать эту патологию с позиции духовного начала, с позиции православного вероучения и святоотеческих писаний. И тогда во многих случаях будет обнаружен корень страдания - духовная слепота, игнорирование духовных потребностей, безбожие. Святитель Феофан Затворник указывает на то, что "естественное от ношение составных частей человека должно быть по закону подчинения меньшего большему, слабейшего сильнейшему, таково тело должно подчиняться душе, душа духу, а дух же по свойству своему должен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душою зависит от соприсущего ему Божества, сила души над телом от обладающего ею духа. По отпадении от Бога произошло, и должно было произойти, смятение во всем составе человека: дух, отделившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе, душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу. Человек всем существом своим погряз в чувственность".
     Таким образом, невроз имеет в первую очередь духовную, а уже затем - психофизиологическую природу. Глубокий невроз - показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада. Формы его различны: неврастения (уныние, "плач души" или раздражительность, нетерпимость); истерия, которая тесно связана с грехами гордыни и тщеславия; невротические навязчивости ("умственная жвачка", склонность к излишней рационализации). Грех, как корень всякого зла, близок к невротическим расстройствам. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение (об этом подробно пишет преосвященный Феофан Затворник в своих творениях). Грех определяет соответствующую духовную почву для возникновения невроза. В дальнейшем невротические проявления могут зависеть от особенностей характера, условий жизни и воспитания, нейрофизиологических предпосылок, а также различных стрессов и других обстоятельств, многие из которых остаются неизвестными. Все в одну схему не уложить. Жизнь гораздо сложнее. У одного человека формируется невроз, а у другого реакция ограничивается сильным потрясением, но болезни не возникает. Глубинная сущность неврозов - тайна, известная только Господу. На все воля Божия. И еще. Со времен наших прародителей человеческая природа повреждена грехом. Посему человек, страдающий неврозом, не лучше и не хуже остальных. Невроз - лишь частный случай последствия греха. Всем нам надлежит, уповая на помощь и милосердие Господне, каяться и исправляться.
     Кто-то может спросить: "Бывают ли случаи психологических срывов у православных христиан?" Да, бывают. Ибо в мире нет человека, свободного от греха. Но православные молятся ко Господу о помиловании, прибегают к врачующим душу таинствам покаяния и причащения. И милосердный Господь принимает кающихся, восстанавливает в них свою благодать и дарует душевный мир.
     Хочу поделиться своим психотерапевтическим опытом. На практике мне не приходилось наблюдать случаи выраженных неврозов или невротических развитий личности у людей, живущих благочестивой христианской жизнью. Среди православных иногда встречаются больные эндогенной психотической патологией. Но эти заболевания, как известно, не принадлежат к группе приобретенных и развиваются по другим механизмам.
     Чаще всего ко мне на прием приходят неверующие; либо те, кто не ведает истинного Бога (иноверцы, неоязычники). Немало и тех, кто находится в поисках истины. От психотерапевта может зависеть многое.
     Однако ныне среди психиатров и психотерапевтов верующих - меньшинство. В этом, на мой взгляд, одна из причин низкой эффективности помощи при неврозах. Психотерапия насчитывает сегодня порядка 1000 психокоррекционных техник, пытаясь постоянно меняющимся образом помочь мятущейся душе. Но количеством качества не подменить. Истинное излечение от душевной скорби может произойти только через покаяние, что требует духовных усилий и непривычно для немалой части наших современников (в том числе и врачей). В этой связи становится понятно, почему разнообразные рациональные и эмоциональные терапевтические воздействия оказываются далеко не всесильны и приносят лишь симптоматический эффект.
     Духовные корни есть у всякой болезни, но распознать их бывает подчас невозможно. Невроз выделяется из числа остальных психических и соматических заболеваний тем) что является своего рода чутким нравственным барометром. Его связь с духовной сферой очевидна. И возникновение этого недуга вследствие душевных терзаний и угрызений совести может быть стремительным.
     Сложности, связанные с поиском причин возникновения неврозов, обусловлены тем, что большинство ученых и практиков пытались и пытаются решить эту сложную проблему самостоятельно, без помощи Божией, без веры Христовой. Духовность человека (пациента) либо подменяется образованностью, эрудицией, либо совсем не принимается во внимание, отрицается. Деятельность подобного рода исследователей сравнима с бегом по кругу. Истинных плодов такие труды не принесут. Кстати сказать, многие последствия духовного повреждения у человека, страдающего неврозом, описаны, на мой взгляд, верно. Я уже упомянул о патологии процесса самопознания, "невротическом" строе мышления и особенностях эмоциональной сферы. Однако прежде всего эти изменения произошли на духовном уровне, а уже затем как бы отразились в душевной жизни индивидуума. Причем все сказанное выше относится не только к неврозам, но и к широкой группе нарушений, составляющих так называемую "малую" психиатрию (акцентуации характера, приобретенные психопатии и др.).
     Хотелось бы, чтобы среди ученых, в том числе медиков и психологов, было больше верующих православных людей. Ибо деятельность человека не может быть вне мировоззрения. Дай, Господи, нам мудрость и силы, чтобы врачевать недуги душевные во славу Твою!
Вопрос (Нина) 22 мая 2011г. Христос Воскресе! Здравствуйте. У меня вопрос. Может ли молодой человек некоторое время быть у вас в монастыре послушником.У меня проблема: сыну 33 года и пьёт. Дважды лечился в клинике. Опять сорвался.В Бога верит. Может пожив у вас, помолившись, духовно очистившись осознает. Может Господь поможет ему начать праведный образ жизни? Спасибо заранее, дай вам Бог здоровья.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Пожить в монастыре и поработать во славу Божию можно. Внешняя монастырская обстановка действительно может благотворно повлиять на человека. Но не нужно думать, что это гарантировано произойдет. Человек сам должен захотеть измениться, и предпринять для этого какие-то решительные действия. Можно жить в монастыре, но не иметь желания оставить страсть. Иуда-предатель три года находился вблизи источника святости - Бога, но это нисколько не помогло ему, несмотря на то, что Господь постоянно призывал его к покаянию.
Вопрос (Кирилл) 21 мая 2011г. Здравствуйте.У меня есть девушка которую я люблю у неё болезнь сахарный диабет.Могли бы вы мне чем-то помочь что бы болезнь прошла.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)     "Чем-то" - это чем? Не совсем понятно какой помощи вы ожидаете от Церкви? Ваша просьба очень напоминает просьбу отца одержимого юноши, о котором говорится в Евангелии. Он сказал тогда Господу: "Если что-нибудь можешь, помоги нам" (Марк 9:22). За лечением телесных недугов обычно принято обращаться к медикам, а Церковь занимается больше недугами души. Но именно от душевных недугов нас чаще всего посещают телесные. Похоже вы хотите чуда, чтобы кто-нибудь взмахнул волшебной палочкой и болезнь сразу отступила. Но мы не творим чудес; изменение естественных законов природы подвластно только Творцу этих законов - Богу. Это частое явление в жизни - люди грешат всю жизнь, а потом хотят быстренько избавиться от последствий. Так не бывает, все имеет свою постепенность и последовательность. И от последствий никуда не денешься. Однако, некоторые советы, благодаря которым можно выйти победителем даже из ситуации с вашей девушкой, мы попробуем дать.
   Бывает, что болезнь посещает за какой-то содеянный грех. Тогда нужно вспомнить не было ли чего такого, за что теперь терпим страдания и покаяться в содеянном.
    Но бывает, что болезнь посещает нас  в предупреждение возможного греха или даже погибели души. Тогда она является не иначе, как милостью Божией, хотя и непонятной для некоторых маловерующих людей, считающих себя безгрешными и недостойными страданий.
   Бывает, что дети терпят болезни по вине родителей. И хотя родители может быть и покаялись в своих грехах, но это не избавляет от возможных последствий. Например, женщина убила дитя во чреве (сделала аборт). Потом она осознала свою ошибку и принесла покаяние пред Богом. И хотя ее личное покаяние и принято Богом, но дети, которым она "разрешила" увидеть свет, рождаются больными и немощными. Иначе не бывает. На нашей грешной земле ничего и никогда не бывает даром и без последствий. Тем более такой грех, как убийство всегда аукнется скорбью в судьбах других людей.
  Люди, которые занимались магией, экстрасенсорикой и всякого рода волхвованием, всегда имеют телесные немощи, так как демоны никогда не работают даром. При жизни отнимают телесное здоровье, а после смерти и душу уносят в преисподнюю .
  Бывает, что и святые люди страдают, как это было, например, с праведным Иовом, который в один день лишился всего: и детей, и дома, и всего своего богатого имущества, а сам с ног до головы  был поражен страшной проказой (сгнивал заживо). Это бывает для еще большего прославления праведников, чтобы те их небольшие поползновения, которые свойственны даже святым, очистились, и они очищенные телесными болезнями, подобно золоту в горниле, вошли в Царство Небесное сияющими, как звезды.
    Наконец, болезни наших любимых - это побуждение и для нас вспомнить о Боге и вечности, побуждение изменить свою жизнь, это напоминание и нам о молитве за них. Страдания любимых это всегда тяжело, но не думайте, что они страдают напрасно.
    Излечение вашей девушки возможно, тем более если вы в это верите, потому что все возможно верующему. Но для этого нужно сознательное участие в церковных таинствах (покаяния, причастия, соборования). Но исход дела, исход молитвы,  всегда оставляйте за Богом - Да будет воля Твоя. И независимо от результата благодарите Бога за свои скорби. Это и есть путь победителя, который увенчается успехом, если и не здесь, то в вечности точно. Не унывайте, помощи вам Божией.
Православный календарь