Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Михаил) 21 марта 2016г. Отец Роман, в ответе на вопрос Олега Вы говорите, что "теоретически каждый период мог длиться 24 наших теперешних часа. Но кто сможет сказать это наверняка? ". Хотелось бы отметить, что преподобный Ефрем Сирин прямо говорит про эти 24 часа: "Итак, по истечении двенадцати часов ночи сотворен свет среди облаков и вод, и он рассеял тень облаков, носившихся над водами и производивших тьму. Тогда начался первый месяц нисан, в который дни и ночи имеют равное число часов. Свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет, и облака сотворены во мгновенье ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцать часов." Да и другие с ним согласны. Например, святитель Анастасий I Синаит, Амвросий Медиоланский. Что же касается упомянутыми Вами, отче, слов Василия Великого, то давайте приведём цитату полностью: "По нашему учению известен и тот невечерний, не имеющий преемства и нескончаемый день, который у Псалмопевца наименован осьмым (Пс(Пс. 6. 1), потому что он находится вне сего седмичного времени. Посему, назовёшь ли его днём, или веком, выразишь одно и то же понятие, – скажешь ли, что это день, или что это состояние, всегда он один, а не многие, – наименуешь ли веком, он будет единственный, а не многократный". Святой Василий говорит здесь вовсе не о днях творения, а о вечном дне будущего века.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Спасибо за разъяснение. Дело не в 12 или 24 часах, а в понимании того, скольким равен час. В древности в Византии часом назывался не тот отрезок времени, которым мы пользуемся теперь, а просто 1/12 времени от восхода до заката. То есть день творения действительно мог быть 24 отрезка времени (24 часа) независимо от их продолжительности. И это составило бы сутки творения. То, что библейские сутки могут длиться более 24 современных часов, мы находим у апостола Петра (раз вам не по душе слова свт.Василия): "Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2Пет.3:8). В седьмой день Господь почил от всех дел Своих, но этот день продолжается до сих пор, а прошло, посмею заметить, уже более 7500 лет. Закончится он с наступлением дня восьмого. Получается первые дни длились 24 часа, а седьмой день - 7500 лет (!). Вы, видимо, тщательно готовились. Вот только мнение прп.Ефрема не является мнением Церкви, но его личным. Что касается других святых, то, как я уже говорил, одни были за буквальное понимание, другие за аллегорическое. Потому и нет единого мнения Церкви по этому вопросу, а потому нет повода для споров. Каждый пусть верит как ему угодно.
Вопрос (anna) 21 марта 2016г. Отец Роман.во дни великого поста (кроме суббот и воскресений) Литургии служить не положено.Когда поста нет,в субботу литургия есть?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Литургия есть в субботу и в пост, и не в пост.
Вопрос (Инна) 19 марта 2016г. Отец Роман.Великий Покаянный Канон святого Андрея Критского прочитывается в первые 4-дня поста (по одной части в день) память преподобной Марии Египетской вспоминается в эти дни ,или только на 5-й седмице Великого поста в среду вечером прочитывается Канон св. Андрея полностью, и житие Марии.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Да, вспоминается. Ее память получается два раза: 1 апреля и на 5 неделе В.п. Всегда, когда ее память, служится Преждеосвященная литургия. В этот раз, кажется, она в четверг.
Вопрос (Татиана) 17 марта 2016г. Мир вам. о. Роман, благодарю за Ваше служение. Подскажите, пожалуйста: Господь сказал о соблазняющих - "им лучше было не рождаться". Как понять причину, по которой Господь не прервал жизнь соблазнителей еще во младенчестве - когда они были невинны? Всех вам благ.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Как же Он мог прервать, когда Сам же и дал им жизнь? Не прервал потому что создал их для вечной славы, для Царствия Небесного. Он знал, что Иуда предает Его, но все равно призвал его на апостольство, так как Иуда должен был получить апостольский венец, но отпал по своему произволению. Выбор всегда за человеком.
Вопрос (Андрей) 16 марта 2016г. Отец Роман, подскажите пожалуйста, на ваш личный взгляд, кто такой праведник? Не может человек прожить безгрешную жизнь! Так где та граница? Каким должен быть человек чтобы попасть в Царствие Небесное? Если можно, хотелось бы конкретные критерии. Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Ответ в Евангелии: "Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди" (Мф.19:17). Они и есть критерий. Соблюдающий заповеди - любит Бога. Не соблюдающий их - не любит Бога (Ин.14:15). Праведник - человек, который живет праведно. Для христиан Правда (Истина, Солнце Правды) - Христос. Соответственно жить праведно - жить по-христиански, по заповедям, по Евангелию.
Вопрос (Нина) 15 марта 2016г. Бог в помощь, отец Роман. Простите за вопрос. Меня смущает, что я его задаю. Но моя знакомая спросила меня: "Почему православные знают, что Божья Матерь - честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим?" Что она ближе всех к Богу. А я не смогла ответить. Для меня это на уровне веры и в знании (подтверждении) я не нуждалась. А когда спросили попыталась самостоятельно найти информацию, но не смогла. Буду благодарна за помощь.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Ну, во-первых, это вытекает из естественного сродного достоинства и преимущества. Матерь всегда ближе всех к сыну. Точно также и Божия Матерь ближе всех к Своему Сыну. Уже в Евангелии мы видим силу Ее ходатайства перед Своим Сыном. Чудо в Кане Галилейской Господь сотворил именно по просьбе Своей Матери хотя и упрекнул, что еще не пришел Его час (Ин.2 гл.).

А во-вторых, мы это знаем из церковного Предания. Именно святые прославляли Богоматерь, как Чейстнейшую Херувимов и славнейшую без сравнения Серафимов. У Никифора Каллиста рассказывается, что сама Божия Матерь явилась автору песнопения "Честнейшая Херувим" преподобному Косме Майумскому и похвалила за его песнотворчество. Именно преподобный Косма (один из церковных песнотворцев) составил эту песнь. Впоследствии некоторые святые видели, что Матерь Божия благословляет эту песнь. Также и все святые отзывались о Ней, как о превосходнейшей по сравнению с другими святыми. Не случайно только запев Божией Матери звучит как "спаси нас", тогда как всех остальных святых Церковь предписывает просить: "моли Бога о нас".

Святитель Григорий Палама называет Божию Матерь "единственной границей между тварным и несотворенным Божеским естеством. И все видящие Бога познают и Ее - как место невместимого. И все восхваляющие Бога, воспоют и Ее после Бога. Она - причина и бывших прежде Нее благословений и даров человеческому роду и Подательница настоящих, и Ходатаица вечных. Она - основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей".

Святой Дионисий Ареопагит, когда был введен к Пресвятой Богородице так описывает свои впечатления: " когда я был введен пред лице богообразныя, Пресвятейшия Девы Иоанном, главою евангелистов и пророков, который, жительствуя во плоти, сияет как солнце на небеси, то облистало меня столь великое и безмерное божественное сияние, не только извне, но еще более просветившее внутри, и исполнился я такого предивного и разнообразного благоухания, что ни немощное мое тело, ни дух не возмогли понести таковых и толиких знамений и начатков вечного блаженства и славы: изнемогло сердце мое, изнемог дух мой во мне от ее Божественной славы и благодати. Свидетельствую Богом, имевшим жительство в честнейшей утробе Девы, что если б я не содержал в памяти и в новопросвещенном уме твое Божественное учение и заповедания, то я признал бы Деву Богом и почтил бы ее поклонением, подобающим единому истинному Богу, потому что ум не может представить себе большей чести и славы для человека, прославленного Богом, как то блаженство, которое я, недостойный, удостоился вкусить, соделавшись тогда вполне блаженным и благополучным".

"Божия Матерь, Приснодева Мария есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших ангелов, херувимов и серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она — Владычица и Царица всей твари, земной и небесной" (Свт.Игнатий Брянчанинов).

Такого же мнения придерживались и другие святые отцы. Поэтому именно из Предания мы научились почитать Божию Матерь, как превысшую всех Ангелов и людей.

Вопрос (Светлана) 14 марта 2016г. Спасибо за Ваши ответы. Очень интересно, особенно про Крайона. Интересно, почему одни люди, захотев, быстро и доступно узнают о Боге, приходят в церковь и не отклоняются направо и налево. А другим то карма, то реинкарнация, порча и магия жить не дают, и все считают себя православными или истинно верующими. Где та граница, когда человек уходит от Бога, обманывая ожидания от данного ему богатства ума и души, венца творения? Какой-то есть универсальный совет обнаружить ложь и зло, не испытав от них вред?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Человек уже перешел эту границу на заре истории, когда преслушал заповедь и захотел стать Богом. Тогда и было посеяно семя тли, которое родило смерть и удобопреклонность к злу и самоволию. Чтобы как-то пресечь это, Бог дал закон, который, впрочем, был лишь детоводителем к благодати, которая еще имела прийти. И вот, наконец, Бог стал человеком и даровал нам неисчеслимые блага. При этом Он указал и на эталон праведности и любви - Он сам, о чем и говорит апостол в посланиях: "Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные" (Еф.5:1); "Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Фил.2:5). Это откровение, дарованное человечеству Богом, в своем первоначальном и неповрежденном виде сохранено только в Православной Церкви. Именно Предание и Писание определяет те границы, уходя за которые мы рискуем заблудиться в лабиринте человеческих мудрований. Поэтому универсальный антидот от заблуждений - православное сознание, жизнь в святоотеческом предании, руководство Евангелием. Имея все это, человек может безвредно изучать сектантскую литературу, общаться с людьми иных вер оставаясь православным по духу, мышлению и по жизни.
Вопрос (Олег) 14 марта 2016г. Здравствуйте,отец Роман! Читая Евангелие,я не мог понять,почему Иисус не отпустил ученика хоронить отца, сказав,что пусть мертвецы хоронят своих мертвецов. Объяснение нашел у Игнатия Брянчанинова в "Слове о смерти",где мертвецами являемся мы все.Как при разлучении души и тела наступает смерть телесная, так и разлучение души с Богом, наступает смерть душевная.Теперь становиться понятен ответ Иисуса.Как всегда за простыми словами скрывается гораздо больше,отлучаться от Господа нельзя никогда. Еще интересную мысль высказал на воскресной проповеди наш настоятель Храма,что грех Адама заключался в нарушении по сути поста,где нельзя было пробовать плодов от древа познания.Я правильно понял,что последствием первородного греха является разрыв души с Богом, в данном случае со Святым Духом?И как следствие, отсутствие защиты от демонических сил.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Нарушение поста лишь часть заповеди, причем, отнюдь не основная. Святитель Игнатий Кавказский говорит, что первая заповедь - заповедь о посте. Но в полном объеме первая заповедь - заповедь о послушании и любви. Апостол говорит, что не нарушением поста мы стали грешными, а "непослушанием одного человека сделались многие грешными" (Рим.5:19). Коротко говоря, да, последствием грехопадения является - отпадения человека от Бога. Добровольно послушав дьявола, человек стал его рабом, пока не пришел Христос и не освободил человечество от рабства греху.
Вопрос (Доментий) 14 марта 2016г. Здравствуйте скажите пожалуйста почему Всемогущий Бог не может уничтожить раз и навсегда злых духов и сатану и проблемы человечества на этом закончатся и люди будут поклоняться только Богу.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Потому что и люди, и ангелы - свободные твари. Бог уважает свободу даже падших духов, почему и попускает им искушать нам. Однако не оставляет это всецело их произволу (иначе они истребили бы человечество за мгновение), но сдерживает их злобу. Более того, Он не просто сдерживает из искушения, но и спасает людей с их помощью, заставляет демонов работать на добро, хотя и против их воли, как сказал праведный Иосиф своим коварным братьям: "вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей" (Быт.50:20). Нужно всегда помнить, что Бог никого не заставляет и не принуждает к спасению. Поэтому и сказано: "Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще" (Откр.22:11). Каждый реализует богодарованную свободу как пожелает. Бог не препятствует этому. Но и каждый получит по этой свободе.
Вопрос (Елена) 14 марта 2016г. Доброе утро отец Роман. Искала в ваших предыдущих ответах не смогла найти, хотя ответы были(( Подскажите пожалуйста источник, где можно было бы посмотреть доступно разъясненный порядок и значение церковной службы. Спасибо Вам большое за Ваши ответы. Храни Вас Бог.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Вы, наверно, имеете в виду ответ от 11 февраля 2016г. Марина про литургику. Наберите в строке поиска - литургическому богословию.
Православный календарь