Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Юлия) 21 ноября 2011г. Добрый день! Прошу Вас помочь разобраться с следующим вопросом. Так как вера в Бога пошатнулась после случаев убийств и издевательств над маленькими детьми: их избивают до смерти, морят голодом, как Бог может допускать такое? У меня в голове это не укладывается. Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Ответ на этот вопрос уже был ранее. Но я все-таки спрошу вас, а как человек допускает такое? Вам не кажется, что сначала надо задать этот вопрос? Или вы рассуждаете о людях, как о запрограммированных машинах? При чем тут Бог, когда именно человек это делает, а не Бог? Или вы думаете, что Богу надо уничтожать на месте любого, чья рука, как говорят в полиции, совершает опасное двусмысленное действие? Взялся за цепь, чтобы ударить ребенка и вдруг сердце остановилось, запер в подвале детей, чтобы потом продать, но вдруг кровоизлияние в мозг и умер, а дверь в подвал сама открылась и дети убежали. Если так все будет, то где же наша свободная воля и в чем она тогда будет проявляться, только в святых поступках что ли? Тогда на Земле останутся только святые люди. Но Земля - это место самореализации и личного выбора. Да, часто неправильный выбор человека отдается тяжелыми последствиями на других людях, вплоть до их смерти. Но Бог не вмешивается в это, так как уважает нас, как личностей. Вы можете с этим не соглашаться, можете критиковать, но такова реальность. Преступники и садисты наслаждаются постыдными делами в этом мире, но суд Божий не дремлет. И часто это совершается уже в этой жизни. Просто мы не знаем об этом, а видим только их злые дела, но не видим как страшно и бесславно они уходят из этой жизни, чтобы мучиться вечно. Священное Писание говорит об этом так: "Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом. Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников" (Еккл.8:11-14); "Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого [блюдет] на день бедствия" (Притч.16:4).

    Наделяя человека свободой, Он, конечно же, рисковал. И этот риск оправдался - не все спасутся. Но, несмотря ни на что, человеческая свобода остается неприкосновенной. Она дана нам для того, чтобы любить Бога и жить согласно этой любви. Кто избрал жизнь, тот наследует ее, равно, как и тот, кто выбрал смерть, получит в удел вечное отчуждение от своего Творца.

    Поэтому верьте в Бога и не судите Его. Он не виноват в людском зле. Любите Его и не злоупотребляйте своей свободой, данной вам для спасения, а не для погибели.

Вопрос (Ирина) 7 ноября 2011г.
Благословите, батюшка. Объясните, пожалуйста, благодать Святого Духа сильнее в праздничные дни или она все время постоянная, или она как ветер бывает сильный, умеренный или штиль? Или она индивидуальна для каждого человека?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)  Православное догматическое богословие понимает под благодатью все то, что дарует Бог тварям без всяких с их стороны заслуг. Она делится на естественную и сверхъестественную. К естественной благодати относятся все естественные дары Божии, как то: жизнь, здоровье, разум, воля, свобода, внешнее благосостояние и т.д. К сверхъестественной относятся все сверхъестественные дары Божии. Она в свою очередь делится на два вида - на ту, которую Бог сообщает чистым и безгрешным тварям (ангелам, человеку до его грехопадения), и ту, которую Он посылает через Иисуса Христа уже согрешившему человеческому роду. Под этой последней нужно понимать все сверхъестественные дары Божии, которые необходимы для созидания и распространения Церкви и для покаяния человека, например: дары языков, чудеса, исцеления, откровения, пророчества и т.д. Благодатью апостол Павел называет и пришествие Господа Иисуса Христа во 2 послании к коринфянам 8 гл.9стих. А Премудрый даже добрую жену сравнивает с благодатью: "Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа" (Прит.18:23).
    Но чаще всего под благодатью люди подразумевают некую Божественную силу, особенное действие Божие, которое по-разному воздействует на душу и сердце человека.
    Чтобы ответить на ваш вопрос, надо быть самим Богом, потому что только Господь знает кому, сколько и за что Он посылает Свои утешения. Это подтверждает апостол Павел: "Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова" (Еф.4:7).
    Я могу только предположить, что пришествие Божией благодати зависит не столько от праздников, сколько от нравственного состояния человека. Ведь сказано, что чистые сердцем увидят Бога. Увидят не в праздники только, а вообще, по жизни. Поэтому чем чище сердце у человека, тем он становится восприимчивее к божественным посещениям, и наоборот. Известно, что смрад греха отгоняет Святой Дух и благодать не может находиться в нечистом сердце. Эту мысль подтверждают и апостолы Иаков и Петр, которые говорят, что пришествие благодати зависит не от праздников, а от смиренного состояния духа: "Посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак.4:6; 1Пет.5:5). И апостол Павел говорит, что "благодать воцарилась через праведность" (Рим.5:21).
    Поэтому нужно трудиться не в том, чтобы измерять благодать в килограммах, сантиметрах или гигабайтах, а в том, чтобы через исполнение заповедей очистить свое сердце и впустить в него Бога. А Он уже на Свое усмотрение дарует то и столько, сколько посчитает нужным. И, можно догадываться, что Он в этом не обидит.
Вопрос (Татьяна) 19 октября 2011г. Батюшка, благословите. Есть такое понятие, как - интуиция (внутренний голос), которая живет и чувствует совсем по-другому нежели наш ум. Порой умом внутренний голос не понять, а если отбросить ум и жить только как подсказывает внутренний голос, все становится понятно. Стоит ли к ней прислушиваться? Интересно узнать, как Церковь объясняет это понятие? Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Есть разные мнения относительно интуиции. Кто-то считает, что это следствие имеющегося жизненного опыта (знания). То есть, человек уже что-то знает, но со временем забывает и когда с ним происходит аналогичная ситуация он уже знает, как нужно поступить, так как это знание у него подсознательно присутствует. Но с этой теорией нельзя согласиться хотя бы благодаря общеизвестному факту, что у женщин более чуткая интуиция нежели у мужчин. Получается, что женщины имеют более богатый жизненный опыт, нежели мужчины. Но это не так. Дело в чем-то другом, более глубинном, относящимся к самой природе человека.

      Можно предположить, что интуиция  - это некое непосредственное знание, которым обладает человек априори (независимо от жизненного опыта). То есть он его имеет, несмотря на то, что никогда с этим не сталкивался в жизни и не может иметь в принципе. Откуда он знает правильный вариант - это тайна. Кто может объяснить такое явление, когда человек откладывает авиарейс из-за странного душевного беспокойства? А потом узнает, что самолет разбился. Или по непонятной для себя причине вдруг решает спуститься по лестнице, вопреки всегдашней традиции и настойчивым уговорам друзей воспользоваться лифтом. И именно в этот день и в этот раз изношенный трос обрывается и лифт со скоростью свободного падения с твоими друзьями внутри устремляется с пятидесятого этажа. Что могло заставить тебя задержаться на автобусной остановке и не войти в автобус, который так манил тебя своими открытыми дверями, а ты стоишь и не понимаешь, почему не заходишь? И лишь когда автобус отъезжает на 30 метров и сдетонировавшее взрывное устройство в руках шахида разрывает его на части, а вместе с ним и 28 человек находящихся внутри - ты начинаешь смутно понимать в чем дело. Другой вопрос - почему эти 28 человек ничего не заподозрили, когда террорист вошел в обреченный автобус? Кто может на это ответить, кто может это объяснить?  Почему девушка, которая поздно возвращается с работы, по какой-то непонятной для себя причине не решается спуститься в метро, но вызывает с другого конца города своего друга на машине забрать ее? А на следующее утро читает в газетах об изнасиловании и убийстве какой-то девушки на той же станции метро примерно в то же время, когда она сама передумала туда спускаться.

    Что это - Ангел Хранитель? Господь Бог? Или может остатки неповрежденной человеческой природы когда-то послушной Богу и теперь так редко проявляющей себя? Человек - это глубокая тайна, которая в этом веке до конца так и не будет разгадана. Ответы на все вопросы люди узнают на том свете - в Царстве Божием, когда Бог будет все во всем и когда уже не будет никаких тайн.

Вопрос (Наталья) 29 сентября 2011г. Благословите, Батюшка! 
Однажды священник дал мне такой совет, с которым я стараюсь идти по жизни, он сказал:"Там, где Бога нет, ничего хорошего не будет". И мы, православные, знаем, что те люди, которые не ходят в храм, не участвуют в таинствах, по сути своей подчинены диаволу. Моя мама живет по совести, замечательный человек, крещеная, но и крест не носит. Из какого источника такие люди черпают силу для чистой жизни? Почему у одних совесть есть, а у других она и не пищит? Благодарю, Батюшка!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Что касается "чистой" жизни людей не знающих Бога, то можно поспорить насчет этой "чистоты". Даже более того, без Бога эта чистота по определению невозможна. Как бы человек не старался быть добрым и правильным, каким бы здравым рассудком он не руководствовался в своей жизни - он изначально находится в поврежденном состоянии, которое является следствием прародительского падения. Выход из этого состояния возможен ТОЛЬКО с помощью Бога и соблюдения Его заповедей. Вот, что говорит об этом Антоний Великий: "Человек никогда не может быть истинно добрым, как бы не желал того, если не вселится в него Бог, ибо никтоже благ, токмо Бог един".

      Послушайте, что говорит святитель Игнатий Брянчанинов о добрых делах людей не знающих истинного Бога: "Всмотритесь в Новый Завет и вообще во все Священное Писание: Вы найдете, что оно требует исполнения заповедей Божиих, что это исполнение называется делами, что от этого исполнения заповедей Божиих вера в Бога делается живою, как действующая; без них она мертвая, как лишенная всякого движения. И напротив того, Вы найдете, что добрые дела падшего естества, от чувств, от крови, от порывов и нежных ощущений сердца - воспрещены, отвергнуты! А эти-то именно добренькие дела Вам и нравятся в язычниках и магометанах! За них, хотя бы то было с отвержением Христа, Вы хотите им дать спасение. Странно Ваше суждение о здравом разуме! С чего, по какому праву, Вы находите, признаете его в себе? Если Вы христианин, то должны иметь об этом предмете понятие христианское, а не другое какое, самовольное или схваченное невесть-где! Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжеименный разум, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни имел достоинства природного, как бы ни был изощрен ученостью мира, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом. Нужно отвергнуть его, предаться водительству веры: при этом водительстве в свое время, по значительных подвигах в благочестии, Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум Духовный. Этот разум можно и должно признать здравым разумом: он - извещенная вера, так превосходно описанная св. Апостолом Павлом в 11-й главе его послания к Евреям" (Письма к мирянам. Письмо 203).

    А жить по совести свойственно всем людям и даже язычникам, как об этом говорит тот же апостол Павел: "Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна  другую" (Рим.2:14,15). Поэтому изначально совесть есть у всех. Следуя ее голосу, человек либо в конце концов придет к христианству, либо (если не придет) может быть помилован Богом за то, что следовал этому (неписанному) закону совести, как говорит тот же апостол "ибо нет лицеприятия у Бога" (Рим.2:11).

    А "не пищит" совесть потому, что человек пренебрегал ее советами. Голос совести становится все тише, если человек   пренебрегает им, так, что в конце концов совсем замолкает, и человек становится в полном смысле этого слова - "бессовестным". Но изначально она была.

Вопрос (Ольга) 2 сентября 2011г. Здравствуйте. Батюшка, как можно объяснить, что есть люди очень удачливые, которым во всем и всегда везет, а есть неудачники, которые прикладывают массу усилий, труда, старания, а обстоятельства всегда складываются против них?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Только неверующие могут говорить о жизненном "везении". Священное Писание даже не содержит такого слова - везение. Оно говорит о успехе, но не везении. Верующий же человек должен помнить, что в мире действуют три воли: воля Божия, человеческая и бесовская. Не удивительно, что человек, который направляет все свои силы и время на созидание своего благополучия действительно начинает материально преуспевать и иметь достаток. Это подтверждает и премудрый: "Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми" (Прит.22:29). Но это не говорит о том, что он движется спасительным и богоугодным путем. В конце концов с ним может случиться по другому изречению премудрого: "Добрый оставляет наследство [и] внукам, а богатство грешника сберегается для праведного" (Прит.13:23).

Бывает, что Господь попускает и бесовской воле проявлять себя в нашей жизни. Так было, например, с праведным Иовом, на которого клеветал сатана перед Богом. В один день он лишился всего своего благосостояния и даже детей. А смысл всего этого скрывался в духовных сферах, скрытых от человека: "Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего" (Втор.29:29).Бывает, что нет воли Божией на какие-то начинания человека, поэтому и дело не спорится. А воли нет, потому что не полезно это человеку, либо еще не настало время для этого, либо делается не тем человеком, либо не тем способом реализуется. Нужно помнить, что Промысл Божий хотя и непостижим, но имеет одну цель - наше вечное спасение. Путь к нему указан нам в Евангелии. Соблюдайте заповеди Божии и в конечном итоге выйдете победителем и в этой жизни, и в будущей. "Соблюдайте же слова завета сего и исполняйте их, чтобы вам иметь успех во всем, что ни будете делать" (Втор.29:9).

Вопрос (Елена) 29 августа 2011г. Здравствуйте! Батюшка, помогите, пожалуйста разобраться. Церковь утверждает, что судьбы у человека нет, человек сам выбирает свой жизненный путь. В то же время я неоднократно слышала, что каждый человек несет свой крест, проходит через то, что ему предопределено независимо от его воли, желаний, образа жизни, то есть какая-то фатальность все-таки существует. Помогите понять истину. Потому что, если все так, как мне видится, это вызывает уныние и ощущение полной безнадежности: если и можно что-то изменить человеку, то только в строго определенных для каждого границах.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Действительно, Церковь не признаёт судьбу и учит, что каждый сам является творцом своего будущего. Но Церковь также отвергает и такое понятие, как - предопределение, которое вы упомянули. Предопределение - это и есть судьба, синоним с абсолютно тем же смыслом. Бог ничего не предопределяет. Это у мусульман есть такое учение. Они считают, что Аллах все предопределил изначально и ты ничего изменить не в силах. Это действительно, как вы верно заметили, ввергает человека в уныние. И, скорее всего, бедные мусульмане сами мучаются и страдают из-за этого глупого учения. Они видят, что что-то не сходится, что-то не так, ведь свободную волю они ощущают, но ничего сделать не могут, потому что так сказал Мухаммед.

В Православии же (то есть в реальности) все не так. Бог ПРЕДВИДИТ, но не предопределяет. Видите разницу? Если я вижу, что до смерти напуганные лошади с пеной на губах мчатся к пропасти и падение неизбежно и говорю, что они разобьются, то я не предопределил это падение, но предвидел. Виноваты сами лошади. Бог, как всемогущий, наперед знает как мы поступим в жизни, как мы воспользуемся своей свободной волей, но это знание только предвидение, а не предопределение. Выбор все-равно делаем мы сами. То есть свободная воля остается. Поэтому Господь уже сейчас знает кто будет в числе спасенных, а кто погибнет. И тем не менее, Он все-равно продолжает изливать на людей Свои благодеяния, даже если знает, что человек все-равно сделает неправильный выбор и отвергнет Божественную любовь.

Поэтому ободритесь. Ничего у вас "на роду не написано". Вы свободное существо и выбор за вами.

Вопрос (Игорь) 25 августа 2011г. Скажите пожалуйста, почему к Богу надо приходить через скорбь? Почему нельзя жить и радоваться жизни, ведь она тоже великий Божий дар. Неужели чья-то радость может стать помехой на пути к Господу?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Неверно полагать, что путь к Богу лежит исключительно через страдания. Господу вообще не угодно, чтобы Его тварь мучилась и страдала. Не для этого Он нас создавал, но по преизбытку Своей благости хотел поделиться с нами Своей любовью и блаженством. Однако, человек избрал свой путь. И путь этот проходит вдали от Бога, источника радости и счастья. Не понимая этого, человек ищет и находит свои (альтернативные) источники радости, которые, как правило, сопряжены с забвением Бога. И для того, чтобы привести человека в чувство, Господь попускает какие-то жизненные скорби, которые напоминают ему о вечных ценностях.

Но если посмотреть на это с другой стороны, то, возможно, окажется, что без скорбей в настоящей ситуации нам не обойтись. Мы знаем, что не только грешники, но и люди праведной жизни страдают в этой жизни. За что терпел мучения и лишения праведный Иов? Он был материально обеспечен, но не забыл о Боге. И все-таки невыносимо страдал. А причина крылась в духовном мире, о чем людям было не известно. Дьявол клеветал на Иова перед Богом, и для того, чтобы постыдить клеветника, Господь попустил праведнику пострадать.

Но что касается нас, то мы грешники и по пресыщении и обеспечении забываем своего Творца и Кормильца. Поэтому скорби нам полезны и обязательны, хотя по природе не являются таковыми. Это подтверждает история про одного каменотеса. Он был беден и своим тяжелым трудом зарабатывал себе ровно на один день. Часть этих скудных денег он раздавал нищим, а на оставшееся проживал ровно день. Поэтому он всегда горячо молился Богу и имел веру с надеждой. Но один святой увидел этого каменотеса и пожалел его. Он стал молить Бога, прося Его, чтобы Он обогатил этого праведного трудягу. Но Господь спросил его: "Ты уверен в том, о чем просишь? Будет ли это ему на пользу и ответишь ли ты за его душу, если она испортится?" Но святой настаивал. Он рассуждал так - если он сейчас такой милостивый, то сколько блага и добра он сможет сделать другим, когда обогатится. В конечном итоге он поручился дать ответ за душу каменотеса. Через какое-то непродолжительное время работая однажды киркой, каменотес обнаружил в скале полое место, которое было набито золотом. Он чрезвычайно обрадовался и стал жить на широкую ногу. Вопреки прогнозам святого, который вымолил ему это богатство, каменотес перестал работать, совсем забыл о нищих и думал только о себе. Под конец он настолько испортился, что его невозможно было узнать. Тогда Господь спросил у святого: "Не говорил ли Я тебе, что это не будет ему на пользу?" Святой признал свою неправоту и стал молить Бога, чтобы ради спасения души Он отнял у каменотеса богатство. Так и случилось: каменотес обнищал и вернулся к своему тяжелому труду и ежедневной нужде и милостыне.

Радость и достаток сами по себе не являются препятствиями на пути к Богу, но, к сожалению, получив некоторое успокоение и утешение в жизни, наше сердце быстро обрастает жиром неблагодарности и богозабвения, ввиду чего скорби становятся для нас не просто полезными, но жизненно необходимыми.

Вопрос (Дионисий) 15 июля 2011г.

Пишет Вам раб Божий Дионисий. Я молодой семейный человек. Работаю в полиции. Стал интересоваться верой два года назад. Читая разную духовную литературу по мере моего понимания, естественно возникают различные вопросы, связанные с верой, на которые я получаю ответы у различных духовных лиц. И до сегодняшнего дня не было необходимости писать это письмо. Но у меня появился один вопрос, который меня сильно беспокоит.

Прочитав некоторые духовные книги, я понял, что наш Господь всеведущий и знает абсолютно всё, как и про душу конкретного человека, так и про жизнь общества в целом. Я так понимаю, что и о том, что спасется или не спасется душа конкретного человека Он тоже знает. Почему же тогда если, предположительно душа какого-то человека, не спасется и Господь об этом знает, Он всё равно дает жизнь в конкретной семье конкретному человеку. Невольно начинают лезть в голову помыслы о том, что, либо спасутся в итоге все (хотя я читал, что есть откровения святых о том, что не все спасаются), либо что Бог очень суров и Он так ценит спасшиеся души, что на фоне их не спасшиеся не представляют такой ценности. Хотя наш Господь это совершенная любовь, и я в этом ничуть не сомневаюсь. И какова тогда роль окончательного второго Великого Суда над человеком. Значит, в этом тоже есть какой-то смысл.

Не знаю, как у остальных, но лично я (если конечно предположить, что моя душа спасется и Бог простит мне мои грехи) не смогу спокойно находиться в Раю, зная о том, что где-то в аду мучаются люди, которые так и не смогли почувствовать любовь Божью и раскаяться в грехах. Сразу приходит помысел о том что, почему я смог духовно преобразоваться, а они нет. Как будто они недоделанные твари. Но ведь Господь создал нас всех одинаковыми. Почему же так получается? Ведь вопрос человеческой свободы здесь получается, очень относительным. Например, кто-то в результате помощи Божьей и Его Промысла смог посылаемыми, допустим, скорбями и трудностями отозваться Богу, а кто-то нет. Но ведь Господь стучится в сердце к каждому человеку  индивидуально. И Его творение не может быть недоделкой. 

 

Следующие мои два вопроса имеют отношения к нашим, если так можно выразиться, братьям меньшим. Как смогли уместиться все виды животных, которые мы сейчас видим на земле в одном Ноевом Ковчеге? Разнообразие этих видов тяжело даже запомнить, как же они смогли уместиться там?

И последний вопрос. Часто смотрю передачи про животных и задумался над тем, что в их жизни тоже присутствует жестокость, кровь, боль и тому подобное. Пищевая цепочка в таком виде, в котором мы ее видим сейчас, является результатом нашего грехопадения? Но если предположить что и в Раю все было по другому, то почему тогда Господь при сотворении хищников, дал им когти, клыки? Значит эти виды тварей с самого начала не должны были питаться травой? 

Спаси Господи Вас за ответ! 

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Ваш вопрос достаточно популярен и ответ на него достаточно прост. Действительно, Бог знает всё, включая число спасенных и погибших. Но винить Его в погибели человеческих душ ни в коем случае нельзя. Это у мусульман такое (извращенное) представление о Боге. Они считают, что Бог сотворил и добро, и зло. В этом случае действительно получается, что Бог создал людей, чтобы "посмеяться" (грубо говоря). Но в действительности всё не так. Вы ошибаетесь, когда говорите, что человеческая свобода получается относительна. Как раз в ней-то всё и дело. Человек сам избирает свой путь - либо жизнь по заповедям, ведущая к вечному спасению, либо существование по принципу - живем только раз, так оторвемся же!
Каждый человек рожденный в этот мир, является потенциальным участником вечного блаженства, является званным. Но чтобы  стать избранным, зависит от дальнейшей жизни человека, от его жизненного выбора и самореализации. Господь говорит: "Много званных, но мало избранных" (Мф.20:16; 22:14; Лк.14:24), мало тех, которые послушают голоса Евангелия, захотят стеснить и ущемить себя для вечности. Мало тех, которые возненавидят свою душу ради Царствия Небесного.
Но разве Господь виноват в том, что человек отвергает Его? Разве Господь виноват, что Иуда избрал предательский путь? Спаситель знал, что он сделает неправильный выбор, но тем не менее принял его в число двенадцати. А для чего принял, не лучше ли было оставить его в покое и не обрекать на такую страшную участь? (Он изображается сидящим на коленях у сатаны с мешочком денег в руках). Не большим ли благом было не провоцировать его на это предательство? Ведь Христос с самого начала знал, что Иуда предаст Его.  
Но дело в том (и это касается вашего вопроса тоже), что цепочка рассуждения должна быть не такой. Христос дал ему возможность стать не только избранным, но самым приближенным, самым посвященным из всех людей в тайны Царствия Небесного: "Вам дано знать тайны Царствия Небесного" (Мф.13:11), - сказал Он апостолам. Христос дал ему шанс воссесть на одном из двенадцати престолов, чтобы судить двенадцать колен сынов израилевых (Мф.19:28; Лк.22:30). Христос призвал его к общей с Ним трапезе в Царствии Божием. Что может быть выше, кто еще удостоился такой чести? Вот для чего он был призван в число апостолов. То есть это было проявление величайшей любви Божией к нему. Но Иуда возлюбил мир, деньги, внимание фарисеев, и отвергнув все призывы к покаянию, решился на предательство Богочеловека - своего Благодетеля. Виноват в своей погибели только он сам, винить в этом Бога - нелепо.
Вы думаете, что Господь радуется, видя как толпы бессмертных душ широким путем идут в погибель? Нет. Он очень скорбит, но никого насильно тянуть в рай Он не будет, так как смотрит на нас, как на личностей и уважает нашу свободу, которой Сам нас почтил. Ведь человек образ и подобие Божие - существо с свободной волей, и Бог не насилует эту волю в нас.
После Страшного суда, на котором произойдет окончательное испытание человечества, люди разделятся на два лагеря. Совесть каждого будет ему обличением. Не Бог осудит грешников - они сами себя осудят и поймут, что не смогут находиться в Царстве Божием, Царстве Света, потому что всю свою земную жизнь сознательно стремились во тьму. Это разочарование невозможно описать. Но одновременно и радость праведников невозможно описать. Их восторг и ликование будут настолько преизобильны, что они не вспомнят даже о своих погибших родственниках. Потому что все родственные связи будут тогда упразднены. Это был личный выбор каждого и каждый получил то, что сам избрал. Господь сказал, что в Царствии Божием не будет не только слез, но даже просто печали или вздоха разочарования. То есть (можно предположить) спасенные даже не вспомнят о том, что где-то кто-то мучается. Они будут в Боге и Бог будет в них.
Теперь что касается Ковчега. Ковчег имел размеры 300x50x30 локтей (Быт. 6:15), что составляет примерно 137x23x13,7 метра, то есть его объем в итоге равнялся 43 200 м3 - все равно, что 522 обычных вагона для перевозки скота, в каждом из которых помещается 240 овец.
Если животных держали в клетках среднего размера (какие-то меньше, а какие-то и больше) 50x50x30 см, то есть 75 000 см3, то 16 000 животных занимали всего 1 200 м3 пространства, или 14,4 вагонов для скота. Даже если бы в Ковчеге находился еще миллион насекомых, это не создало бы проблемы, поскольку насекомые занимают очень мало места. Если бы каждую пару насекомых держали в клетках со стороной 10 см, то есть объемом в 1 000 см3, то все виды насекомых заняли бы всего 1 000 м3 - то есть еще 12 вагонов. Таким образом, в Ковчеге осталось бы место, эквивалентное 5 поездам по 99 вагонов в каждом. Там вполне могли уместиться Ной с семьей, запасы еды и кормов, да еще осталось бы свободное пространство.
Расчет объема Ковчега, скорее всего, верен, поскольку показывает, что там оставалось более чем достаточно места для еды. пространства для передвижения и т. д. - чего и следовало ожидать. Клетки можно было ставить одну на другую, а емкости с едой - поверх или рядом с ними; таким образом, людям легче было кормить животных, и освобождалось пространство для нормальной циркуляции воздуха. Заметьте: мы говорим не об увеселительной прогулке, а о необходимости выжить в трудных условиях. Животным вполне хватало места, чтобы перемещаться в пространстве (тем более что скептики преувеличивают их потребность в движении).
Даже если одна клетка не ставилась на другую, проблем все равно не возникало. Вудморапп показал, что, исходя из современных стандартов площади для содержания животных, все обитатели Ковчега могли уместиться менее чем на половине пространства трех его палуб. Такое размещение позволило бы разместить максимум запасов пищи и воды поверх клеток - поближе к животным.
Теперь что касается когтей и клыков. Почему вас удивляет, что Господь, Который всё знает наперед, заранее снабдил будущих хищников когтями и клыками? Почему бы нет, если Бог знал, что люди согрешат. Не нужно этому удивляться. У скотов другое назначение в этом временном мире. Апостол Петр прямо говорит, что они рождены на "уловление и истребление" (2Пет.2:12). Иными словами, их "роль" в этом мире - быть кормом друг для друга и для человека.
Но можно и по-другому посмотреть на этот вопрос. С чего вы взяли, что животное с клыками не может быть травоядным? "Хуан Карлос Сиснерос из федерального университета Пиауи (Бразилия) и его коллеги обнаружили череп и фрагменты зубов представителя аномодонтов - подотряда терапсид, древнейших предков млекопитающих. За свои нетипичные для этой группы особенности ископаемое получило название Tiarajudens eccentricus (eccentricus - «странный»).
«В своей работе мы описываем южноамериканского представителя аномодонтов, новый таксон (группа организмов, связанных той или иной степенью родства, обособленная от других подобных групп - ред.), обладающий несколькими рядами зубов на верхнем небе и длинными клыками. Назначение клыков неизвестно, возможные варианты их использования - отражение нападений хищников и бои с представителями своего вида», - пишут ученые в статье.  
Вместе с черепом длиной около 23 сантиметров ученые обнаружили два клыка, длина которых, даже с учетом повреждений останков, составляла около 12 сантиметров. Как отмечают авторы, это первый известный «саблезубый» представитель этой группы травоядных животных.
Кроме того, на верхнем нёбе у существа располагалось несколько рядов крупных зубов. Ученые пишут, что, судя по останкам, по мере изнашивания задние ряды периодически сменяли передние. Верхние и нижние зубы Tiarajudens eccentricus также смыкались, образуя прикус - это помогало животному справляться с грубой растительной пищей". (РИА "Новости").
Но и в наше время есть травоядные хищники. Большая панда (большой китайский медведь) имеет классические для медведей клыки и официально относится к отряду хищников, однако питается бамбуком:)
Вопрос (Павел) 23 июня 2011г. Здравствуйте.
Подскажите, как следует относиться к рассуждениям святых отцов об устройстве мира?
Рассуждая, они основывались на мировоззрении своего времени, которое значительно отличается от современного. Зачем они вообще касались этой темы? Она не так уж важна в деле спасения, а для людей вроде меня становится причиной преткновения. Так, читая некоторые места "Слова о смерти" святителя Игнатия Брянчанинова, я смущался и старался "пробежать" их быстрее. При чтении "Точного изложения православной веры" преподобного Иоанна Дамаскина, которое, как я думал, будет мне полезно, смущение возросло до такой степени, что я бросил чтение и на некоторое время полностью охладел к святоотеческой литературе. Я знаю, что не все духовные книги полезны на моем этапе духовного развития. Может, и за эти я взялся слишком рано. Посоветуйте, какие труды святых отцов поспособствуют укреплению веры и не будут "проверять ее на прочность" таким способом.
Большое спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

    Чтение святоотеческой литературы действительно крайне важно. Оно помогает нам сформировать наше собственное видение и отношение к миру. Хотя оно и наше, но все-равно остается в допустимых, церковных рамках, так как строилось на правильном (святоотеческом) фундаменте.

    Но проблема в том, что и в святых отцах нам не все бывает понятно. Однако это не причина для смущения и охлаждения к святым отцам как таковым. Зачем смущаться тем, что, как вы сами говорите, не так уж важно в деле спасения?

    Укреплению веры способствует не столько чтение, сколько личный молитвенный опыт человека. Вера рождается не от книг, а от общения с Богом - от практики. Книги - это теория, а аскетика - это практика. И святые отцы, как лично прошедшие этот путь, помогают нам своими писаниями не сбиться с него и идти по нему (насколько это возможно) без преткновений и падений. Мы на земле, а не в раю, и проверки вашей веры на прочность избежать не удастся - не через чтение, так через что-нибудь другое. Но это не причина для отступления от Бога, а, напротив, повод проявить еще большую преданность Ему.

    Что же касается рекомендуемой литературы, то святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и Тихон Задонский - это наиболее полезные и приближенные к нам  святые отцы, которых нам читать наиболее полезно. Помощи вам Божией.

Вопрос (Раиса) 18 июня 2011г. Здравствуйте Батюшка. В последнее время я начала задумываться о смысле жизни и переоценивать всё вокруг. Начала уделять больше времени вере и недопонимаю многие вещи. Не хочу богохульствовать но у меня вопрос. "Великомученики" почему если эти люди святые и верят в Господа и несут имя Господне в народ, помогают всем и исцеляют, почему они мученики, почему Господь допустил так, чтоб они мучались а недостойные унижали их, избивали и страшным образом убивали. А ещё я читала что распятие и повешение на древе считается позорной смертью, так почему же Отец наш Небесный допустил, чтобы именно таким путём казнили Мессию. Почему Он вообще допустил, чтобы Его Сын  испытал всю ту боль. Я не понимаю, если все мы Его дети  а избранные и того ближе к Нему духовно, почему они должны через всё это пройти. Ведь если они верят в Господа и пополняют мир верующими Он наоборот должен помогать им делать их жизнь светлее, а не допускать все те страшные муки которые они испытали. Проясните Батюшка. Простите если это дерзость. Да хранит вас Бог. Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Действительно, у людей приходящих к Богу возникает много недоразумений и вопросов, например: почему Бог допускает несправедливость, почему страдают дети и т.д. Поэтому и говорят, что мало придти в Церковь, нужно еще суметь в ней остаться.
    Здесь важно понять одну вещь. Бог наделил нас свободной волей и соделал нас личностями. И как личности, Он уважает нас и не к чему не принуждает - ни к добру, ни ко злу. Человек сам делает свой выбор, как добрый, так и злой. И, естественно, человек несет за это ответственность.
     Первые три века христиан принуждали к поклонению идолам. И нет ничего удивительного, что некоторые (наиболее стойкие) готовы были противиться этому безбожному повелению вплоть до смерти. Это и есть истинное христианство. Спрашиваете, почему великомученики святые, потому они и святые, что великомученики. Если бы не вытерпели страдания до конца, то и не были бы так прославлены от Бога. Они страдали не напрасно. Через страдания одного, тысячи язычников приходили к вере в истинного Бога. Кровь святых мучеников - это семя, из которого произросла Церковь Христова. Умирает один - взамен его приходят несколько тысяч других.
    У Бога все промыслительно. Нам невозможно понять Его Промысел.Он не может запретить язычникам мучить христиан, так как они личности со свободной волей, но зато может сделать еще лучше - через смерть христиан Он приобретает Себе чад в тысячи раз больше. А те, которые умирают, умирают только для этой жизни, но рождаются для вечной, лучшей. Да и в самых страданиях Бог не оставляет святых. Почитайте Жития святых. Господь облегчал их страдания и творил великие чудеса, через которые язычники приходили к истинной вере.
   Что же касается Креста Христова, то это вопрос догматический. Как через древо произошло падение человечества (вкушение от запретного плода), так через древо (крест) Богочеловек совершает и спасение человечества. Если бы первые люди, наши с вами праотцы не пали в раю, то наша жизнь и история человечества была бы совсем другой - мы бы так и жили в раю. Но они согрешили и теперь мир превратился в ад - место скорби, слез и несправедливости, которые люди через свои грехи только увеличивают. Даже любой младенец чувствуя это, лишь только увидит белый свет, уже плачет, как будто знает куда попал. Это люди виноваты (и мы с вами) в том, что в мире царит зло.
    Поэтому если хотите исправить мир, сделать его лучше, исправьте себя. Это будет самое лучшее, что вы можете сделать для человечества: Стяжи дух мирен и вокруг тебя тысячи спасутся. Верьте Богу. Помощи вам Божией.
Православный календарь