Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Ирина) 6 марта 2016г. Батюшка, относительно себя я так и понимаю. Но когда нужно задействовать людей (волонтеров) и куда-то их вести и направлять - ведь проект - это уже массовое привлечение людей - тут уже задумываешься - а не приведет ли это к тому, что многие из помощников соблазнятся на эти общие ценности и вообще православия в православии не увидят? У меня бы даже несколько дней назад не возникло бы такого вопроса, но стало вдруг интересно - чего это там MEDIA шумят по поводу экуменизма? Посмотрела всего несколько выступлений, и правда, возникло ощущение, что как будто наставляют маршировать в одну сторону всех - католики и мы, ценности одни. Но главное я поняла - не стоит все-таки слишком углубляться и время терять на подобные рассуждения - правильно? Простите меня.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Но это же личное дело каждого - жить по вере. Разве вы можете отвечать за волонтеров в этом вопросе? Для этого у них есть своя совесть, свой выбор. Кто и как живет по христианской совести - каждый сам решает. Непонятно чем можно соблазниться, добрыми делами? Соблазняются грехом, а о добродетели ревнуют. Что же касается общих ценностей, то именно под этим девизом католики пытаются сблизиться с Православием. Если при этом будут проигнорированы догматические моменты, то это неправильно, и никакие дела милосердия не исправят этих ошибок. Конечно ценности у нас с католиками одни (ведь раньше были вместе). В этом смысле даже у далеко ушедших от истины языческих и многобожных религий осталось что-то от первоначального откровения. Но отпадение от Церкви нельзя просто взять и загладить общим социальным служением. Тут нужны серьезные богословские диалоги. То, что мнения священников разделились относительно "встречи", это уже давно ясно. Потому некоторые и пытаются всячески успокоить паству, призывая видеть в ней только положительные моменты. Если вы не читали ответы несколько дневной давности, то напомню еще раз: я закрыл тему "встречи".
Вопрос (elena) 6 марта 2016г. Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, что говорят святые отцы по поводу связи живых и мертвых. Слышат (видят) ли наши умершие нас или нет? Ведь мы не можем этого.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) То, что усопшие святые слышат нас, это факт. В Святом Духе они могут не только слышать нас, но и по данной им благодати и дерзновению могут помогать нам и молиться о нас: "Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него" (1Ин.3:21). Что же касается рядовых усопших христиан, то их души в руке Божией, и именно Бог решает что и в каком количестве им показать и позволить. Это совершается единственно по изволению Божию и с какой-то конкретной целью. Известны случаи, когда души возвращались к своим родственникам, чтобы предупредить их о чем-то, попросить, поблагодарить. Причем это было позволено не только спасенным, но и погибшим, которые по воле Божией приходили из ада, о чем свидетельствовал и их внешний вид. О том, что души на том свете знают о наших молитвах, тоже было явлено в некоторых случаях. Это было показано через образы, которые не нужно понимать буквально. О всех этих случаях можно почитать в соответствующей литературе (напр. "Дух, душа и тело" свят.Луки или "Доказательства бессмертия души человеческой", "Доказательства существования жизни после смерти").
Вопрос (Елена) 4 марта 2016г. Доброе утро, батюшка. Благословите. В понедельник иду на встречу с раскольниками (не поминают патриарха, служат "царскую" литургию, используют 15е правило Двукратного Константинопольского Поместного Собора 861г, отрицают благодать в храме, где у организации присвоен ИНН и т.д). По благословению проводила с ними несколько бесед, в ходе последней засомневались в правильности своих разумений. Кое-что набросала и на эту встречу. Может Вы можете мне помочь: 1. Не имею понятия, что такое "царская" литургия , в каких случаях ее служат и служат ли вообще? 2. Аргументы, почему мы не можем сейчас не поминать патриарха?. Так же очень благодарна Вам за прошлые ответы, они пригодились для ответа пожизненно заключенным с о. Огненный, которые обратились в наш храм за духовной помощью. Спаси Вас Господи! С Уважением, Елена.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

1. "Царская Литургия" - это обычная Литургия, но с прибавлением специальных прошений (на ектениях, Великом входе, многолетствии и других местах) связанных с царем и его августейшей семьей. Немного отличается проскомидия, где вынимаются частицы за царя, Синод, патриархов и архиереев. Служить Литургию сейчас этим чином неуместно, так как поминается живой царь, которого нет. 2. Аргументов не знаю. Могу только свои мысли высказать. Во-первых, святые ясно указали нам на признаки, когда благодать покинет некоторые храмы: поминание папы Римского, служение с католиками, изменение Символа веры, сокращение богослужений, устранение эпиклезы из Литургии, упразднение постов, женатый епископат и т.д. Пока этого нет, почему, спрашивается, нельзя поминать Патриарха? А во-вторых, мы поминаем на Литургии грешников. Почему мы лишаем Патриарха общей молитвы, чтобы Бог наставил его на правильный путь? Если апостол в период гонений заповедовал молиться за царей-язычников, то почему нельзя молиться за Патриарха? "Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим.2:1). Апостол говорит, это угодно Богу, Которому всех жалко. Можете посоветоваться об этом с кем-то еще. P.S. По поводу вопроса о поминовении Патриарха, советую почитать эту проповедь

Вопрос (Наталья) 2 марта 2016г. Здравствуйте, отец Роман. В Зачатьевском монастыре увидела незнакомую икону ,,Благое молчание,,.Подскажите, что она означает. Спасибо. Храни Вас Господь! Раба Божья Наталья.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) "Спас Благое Молчание — очень редко встречающийся иконографический образ Спасителя. На иконе Христос изображен до воплощения — до своего прихода к людям. Этот сюжет появляется на Руси в XV веке, он восходит к византийской иконографии Ангела Великого Совета. Спаситель представлен в ангельском чине, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами". Честно говоря, для меня это странно, так как Спаситель изображается именно на основании Своего воплощения. Как же можно изобразить Сына Божия до воплощения?!
Вопрос (Виктория) 2 марта 2016г. Отец Роман, доброе утро! Сердечно благодарю за ответы. Но я все о мясопустной неделе... Если мясопустная неделя следующая, то что означает статус дня на данном сайте (сверху справа, ниже иконы православного календаря)?: "Седмица мясопустная. День постный. Разрешается рыба." Я о первом предложении - седмица мясопустная. Именно эти слова сбили меня с толку. Спаси Господи!!!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) В Церкви есть понятие "седмица" и понятие "Неделя". Седмица - это неделя (с маленькой буквы, т.е. шесть дней), а Неделя - это воскресенье. Так вот, Мясопустная седмица - это неделя, которая начинается после Недели о блудном сыне и заканчивается Неделей о Страшном суде. Она называется "мясопустной", потому что после нее заканчивается вкушение мяса. То есть, мясопустной Неделе предшествует мясопустная седмица. Она хоть и называется мясопустной, но мясо все еще можно есть. Последний день, когда можно вкушать мясо - Неделя о Страшном суде (т.е. воскресенье).
Вопрос (Татьяна) 29 февраля 2016г. Отец Роман, здравствуйте. Как, на Ваш взгляд, отличить Церковь от мнения "ряда священников? Речь, конечно, идет о вопросах, в которых нет возможности руководствоваться согласным мнением святых отцов, так как вопросы эти возникли недавно. Можно ли разделить Церковь и Патриарха, избранного не без Божьего Промысла? "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его"(Лк.6:45) - согласны ли Вы, что "лучше согрешить в милости, чем в строгости"?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Я понимаю к чему вы клоните. Давайте я больше не буду отвечать на вопросы про Патриарха и встречу с папой, а время само все расставит на свои места. Объявляю тему встречи к папой закрытой! А то, я чувствую, меня тут доконают евангельскими цитатами взятыми не к месту.

Вопрос (Олег) 28 февраля 2016г. Отец Роман! А есть решения Церкви, которые в последствии признали не правильными и отменили?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Дело не в этом. Все ошибаются, даже в Церкви. Но это отдельные случаи. А Церковь - это столп и утверждение истины (1Тим.3:15). И она не только на земле, но и на небе. Она непогрешима и свята несмотря на отдельные людские грехи (которые и остаются только их собственными грехами, но не Церкви). Нужно придерживаться Церкви.
Вопрос (Олег) 28 февраля 2016г. Спасибо за ответ на мой вопрос о канонизации и причислению к лику святых. Не совсем понятно конечно сомнение в том, христианин я или нет. Я поэтому и задал его, что существуют разные мнения, касающиеся канонизации. Так например профессор богословия Осипов А.И. считал, что не стоило канонизировать Николая II. Он так же назвал ряд священнослужителей, которые тоже были против. Я не думаю, что историю они плохо знают. Правда Осипов А.И. теперь четко говорит, что с решением о канонизации надо смирится. Сейчас много литературы представлено в церковных лавках, в том числе противоречащих друг другу. Я читал лекции одного монаха, где он говорит, что в молитве Господа "Отче наш" слова о хлебе насущном относятся к хлебу, которое дают во время Причастия. Другие отцы говорят о повседневной еде. В ранних вопросах к Вам, я писал, что до июля 2015 года, о православной вере я практически ничего не знал. Меня заинтересовал священник из Вологды, когда беседовал со мной перед венчанием. После беседы с ним, у меня появилась мысль, что в духовной семинарии что-то такое преподают, чего мирянам знать не положено. Вот я и купил несколько книг, нашел в интернете лекции Осипова и священнослужителей, купил диски с Ветхим и Новым Заветами, в том числе и для детей(там хорошо все разъясняется), купил молитвослов и начал каждый день читать утренние и вечерние молитвы, по началу ничего не понимая.Теперь смысл многих молитв понятен. Раз в неделю исповедаюсь,причащаюсь. Но всегда появляются вопросы.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Личные мнения всегда были и всегда будут, но есть мнение Церкви. У Алексея Ильича есть мнение, что муки не вечны, но это его неправильное мнение, которое отвергается Церковью. Все ошибаются. Вы вправе решать за кем следовать: за Церковью или за "рядом священников" во главе с проф.Осиповым).
Вопрос (Елена) 27 февраля 2016г. Доброй ночи, батюшка Роман! Есть ли у души возраст? Она же бессмертна. Какое состояние нам нужно сохранять? Господь говорит нам : "Будьте, как дети" и выражение " что стар, что мал" , и т. п. свидетельствуют о том, что нормальное состояние души - это детство. Мы взрослеем (зреем), когда начинаем отвечать за себя, но продолжаем оставаться детьми до последних дней. Так ли это?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Душа бессмертна, но не вечна, так как было время, когда наших душ не было. Возраст у души примерно такой же, как и у тела с момента зачатия. Непонятно о каком состоянии вы говорите. Будьте святы, говорит Бог, потому что Он сам свят. Нормальное состояние души - это не детство, а праведность. Детьми нужно быть в смысле уподобления им в их простоте и незлобии. "Не будьте дети умом, говорит апостол,: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни" (1Кор.14:20). Именно за то, что они несовершенны, апостол называет христиан младенцами: "Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр.5:12); "Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские" (1Кор.3:1). Поэтому "детство" хорошо в меру. Детство это безответственность и неразумие, несовершенство и неопытность. По апостолу детство - это плотское состояние. Зато оно же - святая простота и беззлобие, кротость и абсолютная вера. Нужно взять от детства только то, что необходимо, а в остальном нужно быть взрослым и совершенным, мудрым и духовным.
Вопрос (Олег) 26 февраля 2016г. Наш патриарх встретился с понтификом. Католики его считают святым. Наши патриарха тоже считают святым. Получается встретились двое святых.Как человека при жизни можно называть святым ? Какие чудеса он творит ? Да и зачем тогда срок по истечении чего если ничего дурного не всплывет и он даже после смерти будет поддерживать людей его официально признают святым.Может стоит подождать и потом назвать Патриарха святым ?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Вы что-то путаете. Никто нашего Патриарха не считает святым. Выражение "Святейший" или "ваше Святейшество" - есть просто принятая форма официального обращения к Патриарху. В Русской Православной Церкви эта форма еще звучит достаточно просто, а вот если взять другие церкви, то там титулы куда более благозвучные. Например Константинопольского Патриарха называют: "Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх". У Александрийского Патриарха титул еще сильнее: "Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной". Так что "Святейший Патриарх Московский" по сравнению с ними еще очень скромно. Еще раз напомню, это не выражение личных достоинств (святости), это официальный титул. Когда к монаху обращаются "ваше преподобие", то это не значит, что он преподобный.

А что касается именно святости, то, например, праведного Иоанна Кронштадтского еще при жизни считали святым. Какие чудеса он творил при жизни, вы можете узнать из его полного жития. А если взять древнюю Церковь, то она вообще не знала такого понятия, как "канонизация". Первые мученики начинали почитаться, как мученики, непосредственно за их мученической кончиной. Творить чудеса именем Христовым при жизни, было для первенствующей Церкви обычным явлением. Только после так называемых "Макарьевских соборов" (1547 и 1549гг.) практика канонизации святых была окончательно сформирована. Народ часто начинал почитать святого прежде официальной канонизации, а церковная власть просто освящала это почитание. Именно поэтому общецерковное почитание святого предварялось местночтимым. Но и прославлять всех подряд, кого народ посчитает за святых, тоже неправильно. Поэтому нужны некоторые правила (критерии), по которым подвижник может претендовать на земную канонизацию. Потому прежде канонизации всегда проводится специальная работа епархиальной власти по фиксированию чудес, исследованию жития подвижника. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви излагает следующие признаки святости православных подвижников:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).
2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).
3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).
4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.
6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.
7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:
а) Православие безукоризненное;
б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;
в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.
8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.

Православный календарь