Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Таисия) 9 февраля 2012г. Мир Вам! Отец Роман, будьте добры, подскажите, можно ли во время поста читать акафисты святым? Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) По своему содержанию акафист не соответствует покаянному настроению Великого Поста. Уставом предусмотрено чтение Акафиста с пятую субботу В.П. (Суббота Акафиста), а также акафист Страстям Христовым во время воскресных Пассий. Но келейно с благословения духовника, наверно, можно. Хотя, повторю, радостные песнопения, к которым относится и акафист, в Великий Пост не уместны.
Вопрос (Надежда) 9 февраля 2012г. Отец Роман, пожалуйста подскажите, что нам нужно правильно сделать? Дело в том, что наши дачи находятся на канале, которые строили и умирали репрессированные. Какой молебен надо заказать, какую молитву надо прочитать, чтобы успокоить их души. У нас в поселке не все благополучно. Появились злые, алчные люди, жестокие сплетники и все больше земли хотят захватить у простых людей. Что нам делать? Спаси Господи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) То есть вы полагаете, что вам мстят покойные заключенные за то, что вы устраиваете барбекю на месте их подвигов? Я бы не стал торопиться с выводами. Скорее всего история здесь гораздо прозаичнее и связана не с прошлыми днями, а с настоящими. Земельный и квартирный бизнес сегодня не в диковинку. Кто как может, так и зарабатывает. И часто это бывает связано с ущемлением прав и даже отнятием жизни других людей, часто невиновных. А как бороться с произволом алчных людей и земельным беспределом вы должны знать. Для этого существуют не панихиды, а государственные законы и суды. Можно, конечно, и панихиду отслужить по всем на том месте погребенным, но я не думаю, что ситуация от этого коренным образом изменится.
Вопрос (владимир) 8 февраля 2012г. Добрый день батюшка Роман! Спасибо вам за ответ, немного как-то спокойнее, когда есть с кем поговорить на духовную тему. Ведь сейчас народ ничего не хочет слышать о Боге, про Бога, все настроенны только на то, почему нам плохо живется, друг друга обсуждаем и власти, и чиновников, силовые структуры, кто как живет и как грабят страну. Я вот что хотел спросить, батюшка Роман, как же сейчас жить в миру простому народу и что будет дальше? Я как-то прочитал предсказания одного священика, который сказал, что коммунисты снова придут к власти и будет хуже чем было в революцию и что монахов всех пустят под нож. Спаси Господи Вас братия. Там было написано (Кому царствие небесное а комму-низм). Да, батюшка, время непростое, непонятно кого сейчас слушать, кому себя доверить, чтобы не погибнуть. Спаси Господи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Пустят под нож, значит пойдем под нож. Только кажется мне, что не тем вы увлекаетесь. Я бы вам посоветовал не пророчествами каких-то священников увлекаться, а читать что-нибудь более практичное, например, о молитве, о богослужении, или Священном Писании. Вот вам вопрос на засыпку - какое расстояние отделяет озеро Генисаретское от озера Галилейского в Палестине? Что скажете? Если не знаете и теряетесь в догадках, то я подскажу - это одно и то же озеро. Лучше изучать то, чем мы живем сейчас (Священное Писание, богослужение, догматы, молитву, святых отцов) и что является неотъемлемой частью христианской жизни. Чтобы быть готовым "пойти под нож" и не отречься от Христа, нужно не пророчества изучать, а в молитве приближаться к Богу и укрепляться в вере и любви к Нему. Только так человек не поколеблется при виде дула автомата направленного ему в грудь. Этим и нужно заниматься и в миру, и в монастырях. А что будет дальше - Бог знает. Как будем вести себя, то и будет дальше. Будем жить с Богом и в покаянии - будет мир и Божие благословение. А будем жить без Бога, то и антихриста застанем.
Вопрос (Георгий) 8 февраля 2012г. Я работал и жил в монастыре в 1993-95 г. В трапезной, на подсобном хозяйстве. Самое трудное время. Ещё остались те, кто меня помнит? Всё собираюсь приехать, да всё никак. Приятно получить приглашение.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) В указанный промежуток времени меня здесь еще не было. Но даже если бы и был, все равно из вашего письма невозможно понять - кто вы. Георгиев здесь работало огромное количество. Лучше всего самому приехать сюда на недельку и все увидеть своими глазами.
Вопрос (Оксана) 8 февраля 2012г. Добрый день батюшка Роман! У меня не обычный вопрос к Вам. Я 5 лет назад подарила молодому человеку икону Александра Невского, которую вешают на грудь, подарила из-за того, что он не верил в Бога и хотелось, чтобы он как-то поверил в Него и я подарила этот образ, чтоб он всегда был вместе с ним. Месяц назад, ночью он проснулся от того, что зажгло грудь и увидел, что на левой груди (около ореола) отпечатался этот образ Александра Невского. Отпечатался очень глубоко как будто ему поставили клеймо как термический ожог, который у него потом стал гноиться и сейчас потихонечку проходит, но отпечаток остается. Покупала я этот образ в церковной лавке, он освящен. И вот мой вопрос: Скажите пожалуйста батюшка Роман, что это означает, к чему это? Я никогда не сталкивалась с этим, я просто не знаю, что уже думать. Заранее спасибо Вам.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Мне не известно что это и для чего это было ему попущено. Если это вражие коварство, то цель, в общем-то, понятна - принудить снять образок. Если же это Божественное вмешательство, то тогда это действие можно расценить, как напоминание о чем-то. Возможно ваш знакомый не спешит приходить к Богу и все оттягивает с посещением храма. Тогда такое напоминание послужит ему вразумлением - драгоценное время жизни истекает, близится встреча с Богом. Может быть это тот "гром", после которого он наконец "перекрестится", то есть, вспомнит о Боге и своей бессмертной душе. Вразумление, надо признать, сильное и не должно оставить равнодушным даже самых беспечных. Может быть у него осталось не так много времени и Божественное человеколюбие не желая его погибели пытается таким чудесным образом привести его к покаянию. Пусть подумает об этом, так как таких чудесных вразумлений сподобляется не всякий. В любом случае, это сигнал к действию - к духовному пробуждению и медлить нельзя.
Вопрос (ирина) 7 февраля 2012г. Батюшка, благословите. Правильно ли считать, что у каждого человека неизбежно два состояния души. Одно – прямо дьявольское – это когда человек побеждается своими страстями и видно это или не видно внешне напрямую зависит от внутренней брани. А второе состояние – Божий дар грешному человеку для познания Божией милости и отдыха душе. Ведь если так думать о себе, то можно избежать отчаяния? А если так думать о ближнем, то можно избавиться и от осуждения его поступков, и от обольщения его добродетелями? Простите, если неясно описала вопрос.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Такие размышления правильные. Кто-то из святых сказал, что наш единственный враг - дьявол, а ближний что бы ни делал остается нашим братом. Если видишь падение ближнего или его недостойные поступки, то думая таким образом сохранишься от осуждения. Потому и говорили отцы - ненавидь грех в человеке, а не самого человека. Есть множество способов удержаться от осуждения. Все они описаны в разной святоотеческой литературе. Один из отцов если видел падение ближнего говорил сам себе: "Как он сегодня согрешил, так и я завтра согрешу", после этого уже пропадает всякое желание осудить кого-то.
     А что касается преуспеяния ближних, то и про это говорили святые. И главная мысль, которую они высказывали в этом вопросе, была - никого не ублажай прежде его смерти. Это сказано в Писании: "Прежде смерти не называй никого блаженным" (Сирах.11:28). Многое может измениться и человек может еще 10 раз поменяет свое мнение. Не забывайте, что милосердие Божие таково, что Он благодетельствует человеку даже в том случае, если знает, что тот отречется от Него и погибнет. Христос прекрасно знал, как закончит свою жизнь Иуда предатель, но тем не менее и ему Господь дал дар чудотворений. И он наравне с прочими апостолами изгонял бесов именем Христовым, исцелял болезни, воскрешал мертвых, видел умножение хлебов, так как сам (своими руками) раздавал умножавшийся хлеб и рыбу, а потом продал Учителя за 30 сребреников. Видя человека облагодетельствованным Богом, можно только порадоваться за него, а еще молиться, чтобы он смог до конца сохранить этот Божий дар, который, на самом деле, дан ему авансом и будет в свое время потребован в умноженном виде. Вспомните притчу о талантах (Мф.25:15). 
Вопрос (Ольга) 15 декабря 2011г. Здравствуйте, о.Роман! Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Я прослушала лекцию Осипова и поняла, что чем больше я узнаю о вере, тем сложнее мне ее понять. Бог ждет от нас состояния осознания своего греха и раскаяния, но вместе с тем Он призывает нас не грешить. Я знаю, что, если мне удастся с помощью Божьей вдруг вырвать из себя какую-нибудь страсть, я непременно возгоржусь. Получается, если я буду меньше грешить, у меня не будет этого состояния полной ничтожности, а так я осужу кого-нибудь и понимаю, кто я на самом деле, нахожусь в состоянии глубокого раскаяния. Я понимаю, что я совсем в этом запуталась, помогите, пожалуйста.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) То есть вы предлагаете оставить при себе все свои грехи и страсти и не бороться с ними, чтобы вам было за что себя осудить и не возгордиться? Конечно это полный абсурд. Это называется - "Не согрешишь - не покаешься", то есть надо грешить, чтобы было в чем каяться. Церковь решительно восстает против подобных заблуждений. Апостол Иоанн Богослов писал про это: "Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (1Иоан.3:8). Сын Божий явился победителем греха и смерти. А по-вашему получается, что Он напрасно приходил, так как грешить, оказывается, спасительнее. 
    Подобные искажения христианского учения были еще во времена апостолов. В послании к Римлянам апостол Павел обличал такие заблуждения в следующих словах: "И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых" (Рим.3:8). Зло - это зло и не может служить для добра и спасения. Вы думаете, что победив чрево, обуздав плоть и преодолев гнев вы уже приблизитесь у Богу? Процесс очищения (уподобления Богу) не имеет конца, так что на этой непостоянной земле нам всегда найдется за что себя укорить. Да вы и не успеете очиститься до конца в этой жизни, даже если приложите все усилия. 
    Христианство парадоксально: чем больше грешим, чем больше считаем себя чистыми, пока наконец в чрезмерной гордыне не посчитаем себя Богом. И, наоборот, чем меньше грешим, тем больше считаем себя грешными и недостойными Бога. Парадокс! Осуждение нами ближних зависит не от искоренения нами наших страстей. Даже когда мы лежим на дне греховной бездны, мы все равно найдем за что осудить другого.
    Поэтому смело и решительно боритесь с грехами и страстями. Если ваш путь действительно будет угоден Богу, то Он даст вам дар рассуждения, благодаря которому вы всегда найдете как смирить свой высокопарный помысел и за что осудить себя.
Вопрос (Пётр) 13 декабря 2011г. Здравствуйте, скажите, есть ли ложь во спасение? Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) В Писании сказано: "...всякая ложь не от истины" (1Ин.2:21). Также там сказано, что тот, кто лжет, уподобляется дьяволу, потому что сначала дьявол согрешил и он есть отец лжи (Ин.8:44). Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: "Ложь может иметь только минутные торжества, ложью ничего нельзя взять прочно, потому что она не усиливает, а ослабляет и роняет дело, которому служит. Это великая, величайшей важности истина, которую нужно начертать золотыми буквами!" Но эти слова сказаны против очевидной лжи, цель которой - корысть и злоупотребление доверием ближнего. 
    Но мы знаем, что в жизни бывают такие ситуации, когда прямой ответ невозможен и его вынужденное сокрытие или иносказание являются благом, поскольку сберегают другую душу от возможных грехов. Так, например, поступают родители, когда на несвоевременный вопрос ребенка - "Откуда я взялся", отвечают, "Мы нашли тебя в капусте" или даже "Нам тебя принесла медсестра". И хотя последнее, в принципе, чем-то похоже на правду, но не является ей, так как не отвечает на вопрос, поскольку вопрос был не об этом. 
    Поэтому на мой взгляд в этом вопросе очень важен мотив. На банальные бытовые ситуации это не распространяется, здесь нужно быть искренним и поиск личной выгоды не дает человеку право на неуважение человека, которое выражается в неискренности и лжи. Но если стоит вопрос вечной жизни и вечной смерти, то здесь нужно еще подумать стоит ли говорить всё, как есть. Это может проиллюстрировать один эпизод. У одного старца было две кельи. В одну он поселил другого немощного отшельника. У этого же старца был ученик, послушник. Но со временем старец стал завидовать тому отшельнику, поскольку к нему стал стекаться народ и пожалел, что предоставил ему келью. Тогда он послал своего послушника, чтобы тот его выгнал. Но послушник придя не передал слов старца, а сказал, что тот передает ему поклон. И так он посылал его какое-то время, но тот передавал то беспокойство о здоровье от своего старца, то еще какие-то благопожелания. Между тем старец постоянно интересовался ушел наконец он или нет. Послушник же говорил, что тот уже почти уходит, но просит еще день. Но когда старец опять посылал к нему с угрозами своего послушника, тот приходил и говорил ложь, что старец позволяет ему оставаться в его келье сколько тот пожелает. И так послушник ходил и лгал обоим. Наконец терпение старца кончилось и он пошел, чтобы лично выгнать отшельника. Но когда тот вышел к нему с распростертыми объятиями и стал благодарить его за его любовь, тут всё и открылось. Старец просил у него прощения за свой гнев, а ученика признал своим учителем за то, что поступил рассудительно. Он ему сказал: - Ты должен быть старцем, а я - твоим послушником. Ибо твоими трудами спасены души нас обоих. 
    Поэтому важен мотив. Но при этом ложь остается губительным явлением и не может быть во спасение. Ложь остается проявлением неуважения к человеку, а значит и к Богу.
    Но мы говорим здесь не столько о откровенной лжи, которая однозначно запрещена, сколько о некоем недоговаривании, которое направлено на спасение души. При этом у самого говорящего должно быть правильное представление о благе, как таковом. Если, например, умирающему будут из "благих побуждений" говорить, что "Все будет хорошо, ты скоро поправишься", то эта ложь не спасает, напротив - губит. В этом случае нужно говорить только правду, чтобы своим неразумием не лишить человека возможности покаяния и причащения. То есть человек должен понимать, что есть благо, а что - зло. Но лучше всего не попадать в такие ситуации, в которых приходится выбирать меньшее из зол, чем и является вынужденная ложь. Хотя и меньшим, но злом.
Вопрос (Ольга) 5 декабря 2011г. Батюшка, здравствуйте. Подскажите, как правильно понимать, что спасутся праведники, а грешники пойдут в ад? Ведь люди все грешные, а кто же тогда праведники?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Действительно, все люди грешные. Священное Писание это выражает следующими словами: "Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного"; "Потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3:10-12,23). Но несмотря на свою греховность некоторая часть человечества все таки пытается вспомнить свое земное назначение и примириться с Богом через покаяние. Именно эти люди и будут оправданы и прославленны Богом: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего..., А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим.8:29,30). Те же, кто не захотел быть оправданным - погибнут потому, что "не приняли любви истины для своего спасения" (2Фесс.2:10); "И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды... Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют" (Рим.1:28,29,32). Именно эти люди, как сознательно отвергшие Божию руку протянутую им с Креста и не захотевшие быть с Богом, пойдут в место отдаленное и "забытое" Богом. Господь никого не тянет в рай насильно, каждый сам сделает свой выбор.
    Поэтому если коротко ответить на ваш вопрос, то спасутся те, кто захотел быть спасенным и предпринимал для этого усилия, погибнут же те, кто не захотел. 
Вопрос (Роман) 28 ноября 2011г. Добрый день!
У меня очень лаконичный вопрос. Отчего столько бед на земле - гибнут дети (http://www.podari-zhizn.ru/main/children/unforgettable) - 23 страниц умерших детей! Это страдания матерей, близких, мучениях самих, еще не познавших жизнь детей. Почему Бог допускает такое? А Великая отечественная война - миллионы погибших... Вообще, почему Бог допустил рождение такого человека как Гитлер, например. А сталинские репрессии, когда людей высылали семьями. Почему вообще такое возможно? Разве Бог не всемогущ и не милосерден?
Спасибо заранее за ответ!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Ответы на ваш вопрос (один из самых популярных) уже были неоднократно. Смотрите ответы 21.11.11 (Юлия); 23.10.11 (Татьяна); 09.07.11. (Анастасия); 18.06.11 (Раиса); 21.05.11 (Кирилл) - о причине страданий. Помощи Божией.
Православный календарь