Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Наталья) 6 апреля 2016г. Добрый день. Подскажите, пожалуйста, можно ли употреблять в пищу масло, которое мы (прихожане) приносим на соборование? Я в прошлые годы всегда приносила бутылку масла, так проще, купила, не нужно ничего переливать, но т.к. объём большой, я им мазала больные места и добавляла в салаты. А недавно прочитала, что им только мажутся и если человек умирает, то остатки выливают в гроб. Я в замешательстве.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Соборное масло можно употреблять в пищу.
Вопрос (Александр) 6 апреля 2016г. Святой Отец, скажите пожалуйста я прочитал список смертных грехов и обнаружил что у меня 6 из них присутствуют. И я осознаю эти грехи но понимаю что в данный момент мне будет от 2 из них почти невозможно от них избавиться по личным причинам. Я так понимаю, что нет смысла идти на исповедь? Или сходить? Но зачем идти если понимаешь что не от всех избавишься. Или покаяться только в тех грехах в которых уверен что избавишься? И еще вопрос - скажите пожалуйста чем отличается сорокоуст от неусыпного псалтыря? Можно ли заказывать и то и другое на самого себя? И последний вопрос, простите уж за него, не хочу обидеть, но... можно ли приходить в церковь будучи нетрезвым или с похмелья? Дело в том что я много раз очень хотел зайти но очень боялся, мне стыдно появляться перед Господом в таком виде. А потом я прочитал что двери храма открыты для любого человека, вне зависимости от того пьян он или трезв. Причем пьян - это не в стельку, это просто немного выпивши (1-2 банки пива например). И можно ли исповедываться при этом? Спасибо за ответы, жду их с нетерпением.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

1. Неправильно рассуждаете. Надо думать не так, зачем каяться, если я все равно не исправлюсь, а нужно каяться и пытаться исправиться, после падения сразу вставать и стараться больше не грешить. Какие еще "личные причины"? Нет таких причин, по которым нам нужно идти в ад. Это лукавство. Нужно решительно оставить грех, в чем Бог всегда поможет. Таков путь христианина. И в чем застанет смерть, в таком состоянии и пойдет человек на суд.

2. Сорокоуст - это поминание человека на 40 литургиях с выниманием частицы о нем. Псалтырь - это чтение псалмов с возношением молитвы о человеке после каждой кафизмы.

3. На этот вопрос отвечу коротко: не смущайте никого и если выставят их храма, обижайтесь только на себя.

Вопрос (Евгений) 5 апреля 2016г. Добрый вечер отец Роман! Подскажите какие признаки имеет грех гордыни...как распознать его... Спаси Вас Бог!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Их очень много. Основные: тщеславие, самолюбие, самопревозношение, славолюбие, самонадеянность, честолюбие, властолюбие, высокомерие, надменность, упрямство, дерзость, раздражение, самовосхваление, непокорность, непослушание, хвастовство, непримиримость, соперничество, стремление командовать, настаивать на своем, наставлять других, давать советы, хамство и т.д.
Вопрос (Галина) 5 апреля 2016г. о. Роман, благословите! Надеюсь, что Вы слышали об Архимандрите Иоакиме Парре? Сегодня в соцсети наткнулась на нападки на него. Вы можете разъяснить? Это очередной вброс против православных пастырей? Даже не дослушала, что о нем говорят негативного. Решила написать Вам. Простите, если вопрос не в тему. Спросить не у кого(( А мне нравятся его беседы-проповеди. Спаси, Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Ничего не знаю. Может потом отвечу, когда что-то узнаю. Некоторые наши братья говорят, что он сектант.
Вопрос (Владимир) 5 апреля 2016г. Здравствуйте. 1.Есть ли разница самому читать за человека псалтирь, или заказать неусыпаемую псалтирь в монастыре? 2.Что такое полуночница? 3.Если не получается бороться со страстями, ведешь грешную жизнь, то бесполезно молиться за себя и за других? Бог не поможет, пока не исправишься? 4.Может ли стать еще хуже человеку, если за него нераскаянный грешник будет молиться?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

1. Разница есть. Во втором случае нет участия вашего сердца в молитве.

2. Полунощница - это богослужение суточного круга. Вседневная полунощница состоит из 17 кафизмы, Символа веры, песни «Се Жених грядет в полунощи» с другими тропарями, молитвы часов «Иже на всякое время»Молитвы Ефрема Сирина, псалмов 120-го и 133-го, "Трисвятого" по "Отче наш", заупокойных тропарей с молитвой, отпустом и заключительной ектениёй. Субботняя полунощница имеет то же последование, только вместо 17 кафизмы читается 9 и добавляется еще одна молитва. Есть еще воскресная и пасхальная полунощница. Пасхальная полунощница читается во всех православных храмах пасхальной ночью перед крестным ходом (после нее плащаница из храма заносится в алтарь), а все остальные ее виды сейчас читаются в основном в монастырях.

3. Молиться не бесполезно. В этом в том числе выражается желание человека измениться, исправиться. 

4. Если нераскаянный грешник имеет искреннее желание помочь человеку своей молитвой, то хуже тому не будет.

Вопрос (Наталья) 5 апреля 2016г. Батюшка Роман! Узнала, что в Вашем храме, есть служба- Очищение. Нельзя ли как то присоединиться к ней виртуально? Живу далеко. Здоровья нет. Приехать не могу.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Понятия не имею о чем идет речь.
Вопрос (Олег) 5 апреля 2016г. Если на ваш ответ про икону напишу "ясно,понял",то завтра пойду исповедоваться,что солгал.В общем вопрос возник у меня,когда я эту икону изучал в храме.Она висит выше всех икон. Тогда и подумал,что нигде нет изображения Отца Бога,а тут есть. И Святой Дух изображается в виде голубя. Но в Ветхом завете есть упоминание,правда сейчас не могу вспомнить сюжет,помню,что перед уничтожением Содома. Пришел Бог к одному праведнику не Один.Праведник принял Их за путников,вымыл ноги. Бог ему сказал,что скоро у них родиться сын,а жена не поверила.В общем собрал я все в кучу.Так вот там Бог Отец принял вид человека,еще до рождения Иисуса. Получается,что Бога Отца тоже можно будет изобразить в человеческом облике.После ответа будет интересней её рассмотреть.У себя дома я тоже повесил её выше всех.А что касается фильма,он состоит из нескольких сюжетов,один из которых рассматривает возникновение Христианства.Много лет назад,мне его посоветовал посмотреть коллега,когда между нами состоялся разговор о вере.Тогда фильм повлиял сильно на моё мировоззрение и далеко откинул меня от православия. Вот про этот сюжет я и спрашивал. Вопрос больше был риторический,потому что сейчас я по другому воспринимаю подобные фильмы.Сатана далеко не глупый.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

В том-то и дело, что изображения Бога Отца есть. Другое дело, что возможность Его изображения исторически была спорной. В древности, например, Иоанн Дамаскин и Феодор Студит высказывались против возможности изображения Бога Отца, так как такое представление может зародить в человеческом сознании мысль о предвечном человекоподобном бытии Бога Отца. На Стоглавом Соборе (1551г.) также рассматривался этот вопрос. Но предложение дьяка Висковатого о запрете и изъятии икон с изображением Бога Отца отцами собора было отклонено. Между этими иконами, была, кстати, и икона Андрея Рублева "Троица". Может быть в этом был промысел, чтобы эта икона не оказалась под запретом. Но на Великом Московском Соборе (1655г.) было совершенно запрещено изображать Бога Отца. Исключением являлись изображения Апокалипсиса, где Бог Отец был изображаем в виде Ветхого днями, как об этом говорится в некоторых пророческих книгах. То есть Писание изображает Бога в виде старца: "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему" (Дан.7:13); "Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь" (Дан.7:9); "Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями" (Дан.7:21). Однако, мы часто можем видеть изображение Бога Отца. Некоторые полагают, что запрет на эти изображения носит не безусловный, но относительный характер, чем-то напоминающий пост, когда пища запрещена не абсолютно, но на время с определенной целью.

А что касается Авраама, то ему действительно явился Бог (Логос, Слово, Сын Божий) с двумя Ангелами. Исторически именно этот момент и запечатлен на Троице Рублева - три путника сидят в тени мамврийского дуба. Потом Господь остался и беседовал с Авраамом, а два Ангела отправились в Содом к Лоту с последующей целью уничтожения блудодействовавших городов.

Вопрос (александр) 5 апреля 2016г. Доброго времени суток,отец Роман! Как поступить в вашу обитель трудником или послушником?у меня есть желание потрудиться и возможно остаться в вашей обители! Я являюсь православным христианином.Каждое воскресенье посещаю храм,исповедаюсь и причащаюсь раз в месяц,стараюсь совершать паломнические поездки,ежедневно молюсь Стараюсь жить благочестиво.Помолитесь о мне грешном. Спаси вас Господь! Помогите мне пожалуйста...
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Я сделаю вам последнее предупреждение. Если еще раз (4-й) зададите этот вопрос, не сможете больше сюда писать.
Вопрос (Анна) 5 апреля 2016г. Здравствуйте, отец Роман. Скажите, верно ли то, что хотя бы один утаенный на исповеди грех по причине стыда делает недействительной ( профанирует ) всю исповедь? И что причастие Святых Христовых Тайн не послужит такому человеку во благо? Если на оба вопроса ответ "да", то на кого из святых отцов Церкви можно сослаться? Кто прямо на это указывает? Один православный(!) священник отрицает это и имеет свое, очень лояльное и снисходительное отношение к желающему скрыть свой грех по причине стыда и говорит, что Господь все равно прощает кающегося, даже если он стыдится произнести на исповеди какой-либо грех (но раскаивается в душе) и в любом случае благословляет причащаться. Не заблуждается ли он?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

"Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться" (Иак.5:16). 

"Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды(1Ин.1:9).

Свт. Филарет Московский дает классическое определение Таинству Покаяния: «покаяние есть таинство, в котором исповедающий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от пастыря Церкви, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

Св. Киприан Карфагенский пишет: «Умоляю вас возлюбленные братия! Пусть каждый исповедует свой грех, пока согрешивший находится еще в этом мире, пока исповедь его может быть еще принята, пока удовлетворение и разрешение при посредстве священников, угодно Господу». Св. Киприан Карфагенский говорит, что покаяние состоит из трех этапов:

1) публичной исповеди (confessio, exomologesis)

2) удовлетворения (satisfactio) соответствующего тяжести греха

3) отпущения грехов (remissio) и приимрения с Церковью.

Св. Киприан Карфагенский пишет: «Насколько выше по вере те, которые не сделали преступления ни через жертвоприношение идолам, ни через записи, однако по одному тому, что думали об этом, с болезнью и искренностью исповедуют это перед священниками Божиими, очищают совесть признанием и ищут спасительного врачевания для своих малых и легких ран». Он также пишет: «не приносящих покаяния и не свидетельствующих сокрушения о грехах своих всем сердцем и явным исповеданием, должно удалять от общения».

Свт. Афанасий Александрийский свидетельствует так: «Как человек, крещаемый от человека священника, просвещается благодатью Св. Духа, так и исповедающий в покаянии свои грехи, приемлет оставление их через священника благодатью Иисуса Христа».

По словам свт. Иоанна Златоуста «Таинство покаяния состоит из осознания своих грехов и исповедания их».

Прп. Иустин Попович: Для того чтобы действительно получить прощение грехов в этом святом Таинстве, христианин должен искренно и сокрушенно покаяться в своих грехах, смиренно исповедать их священнику, иметь твердое намерение исправиться и быть уверенным в безмерном милосердии Спасителя.

По словам свт. Кирилла Александрийского: «Люди облеченные Духом отпускают или удерживают грехи двумя способами: во-первых, когда одних допускают ко Крещению, тех, кто оказались достойными того по образу жизни и по испытании в вере, а некоторых, еще не соделавшихся достойными того, не допускают и не приобщают Божественной благодати; во-вторых, когда другой раз разрешают или не разрешают грехи, подвергая запрещениям согрешающих чад Церкви и прощая кающихся». Возникает вопрос: как священник может не разрешить человека (по слову Спасителя), если не услышит греха? И очевидно, что под таким запрещением имеется в виду недопущение к таинству покаяния по причине нежелания грешника свидетельствовать истинное раскаяние, а также недопущение ко Св. Причащению пока не будет достигнута необходимая мера покаяния и исправления.

Блж. Августин, свидетельствуя о необходимости исповеди совершаемой перед священником, пишет: «Есть люди, которые считают достаточным для своего спасения исповедовать грехи свои одному только Богу, но ты позови священника и исповедуй ему всё твоё сокровенное…иначе как исполнится повеление Божие, данное и под законом и под благодатью: «пойдите покажитесь священникам» (Лк. 17, 14; Лев. 14, 2)? Как исполнится: «признавайтесь друг перед другом в проступках» (Иак. 5, 16)? Итак, в посредники своих язв вместо Бога употреби пресвитера и открой ему пути свои и он даст тебе залог примирения» (Aug. De visitatione infirmorum. II, 4 // PL. 40. Col. 1154 – 1155).

Свт. Григорий Нисский говорит: «Поведай священнику безбоязненно все сокровенные тайны своей души, обнаружь перед ним, как перед врачём все внутренние ее недуги».

Блж. Иероним, по словам русского дореволюционного ученого Алмазова, положительно признавая возможность не только тайной, но и публичной исповеди, различает сущность и той и другой и пишет, что публично исповедывать должно только те грехи, которые относятся к общественным правилам и подают собой пагубный пример для других, тайные же грехи должно исповедывать только перед одним священником.

Тертуллиан: «Акт покаяния есть такой, в котором мы исповедуем свой грех Господу, не потому, чтобы Он не знал, но потому, что через исповедь рождается покаяние, покаянием же умилостивляется Бог».

Прп. Исаак Сирин, «душа, знающая, что она обязана исповедовать свои грехи, самой этой мыслью, как бы уздой, удерживается от повторения прежних прегрешений, напротив того, неисповеданные грехи, как бы совершённые во мраке, удобно повторяются».

А вот слова Феофана Затворника: "Да не смущают же тебя находящие стыд и страх — они твоего ради блага сопряжены с этим таинством. Перегоревши в них, больше окрепнешь нравственно. Горел уже ты не раз в огне раскаяния — погори и еще. Тогда один горел ты пред Богом и совестию, а теперь погори при свидетеле, от Бога поставленном, во свидетельство искренности того уединенного горения, а может быть, в восполнение неполноты его. Будет суд и на нем стыд и страх отчаянные. Стыд и страх на исповеди искупают стыд и страх тогдашние. Не хочешь тех, перейди эти. Притом всегда так бывает, что по мере тревоги, какую проходит исповедающийся, избыточествуют в нем и утешения по исповеди. Вот где Спаситель воистину являет Себя Успокоителем труждающихся и обремененных! Искренно покаявшийся и исповедавшийся опытно сердцем ведает сию истину, а не верою одною приемлет. В повести о блаженной Феодоре, проходившей мытарства, говорится, что злые обвинители ее не находили в хартиях своих записанными те грехи, в которых она исповедовалась. Ангелы потом объяснили ей, что исповедь изглаждает грех из всех мест, где он обозначается. Ни в книге совестной, ни в книге животной, ни у этих злых губителей не числится уже он за тем человеком — исповедь изгладила эти записи. Извергни же без утайки все, тяготящее тебя. Предел, до которого надо довести открывание своих грехов, тот, чтобы духовный отец возымел о тебе точное понятие, чтобы он представлял тебя таким, каков ты есть, и, разрешая, разрешал именно тебя, а не другого, чтобы, когда скажет он: «Прости и разреши кающегося, о нихже содела согрешениях», — в тебе не оставалось ничего, что не подходило бы под эти слова".

Все это было сказано о необходимости открывать свои грехи без утайки, но совершится ли таинство при сознательном утаении греха, я сказать не могу.

Вопрос (Светлана) 5 апреля 2016г. Батюшка,с постом! Простите пожалуйста за мой вопрос и за то что отнимаю время. У нас решается жилищный вопрос. Допустимо ли в случае нехватки денег на покупку жилья продать антикварную псалтырь?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Думаю, что да. Вопрос только - кому и для чего. Для хороших и верующих людей ничего не жалко, а тем, для кого Священное Писание лишь способ извлечения выгоды, лучше не надо. В любом случае, решать вам.
Православный календарь