Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (лена) 28 августа 2011г. Я нежеланный ребенок. Мать меня не хотела и говорила об этом мне. Причина была в том, что отец много пил. Потом и мать стала пить из-за того, что в пьяном состоянии ей было психологически легче выносить пьяного отца. Затем пьянство стало постоянным и стало сопровождаться постыдным низменным поведением и поступками. Позор, стыд, неизмеримая душевная боль заполнили меня всю. Я была одинока я обозлилась и на родителей, и на весь мир. Возненавидела мать и она меня проклинала. И не нашлось никого, кто мог бы нам помочь. Мать умерла от пьянки. Мне уже за пятьдесят. Я сравниваю свою жизнь с жизнью своих знакомых и понимаю, что такого количества несчастий сколько было у меня, у них не было. Это правда. Я думаю причиной этому является материнское проклятье или возможно моя глупость и инфантилизм. Я не понимаю себя, людей, не разбираюсь в жизни. Как мне с этим жить? Я хочу счастья, хочу радости, хочу избавиться от депрессии и душевного окаменения. С чего мне начать?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Начинать как всегда нужно с начала. Для этого вам необходимо поверить в Бога, так как ваше исцеление состоит в наполненности вашей жизни первоначальным смыслом. Утерян смысл, а без смысла жизнь - случайное недоразумение. И этот смысл состоит в стремлении к богоподобию, которое наши праотцы потеряли в раю. Это богоподобие достигается праведной жизнью, "инструкция" к которой написана в Евангелии.
Поэтому начинайте с Евангелия. Чтение Евангелия привнесет радость и легкость в душу, так как слова Божии - это свет для души. Кроме этого необходима исповедь за всю жизнь. Вспомните все свои грехи (с 7 лет) и покайтесь перед Богом и священником. Участвуйте в церковных таинствах и жизнь изменится, появится смысл. А когда есть смысл, то какие бы скорби нас не преследовали, всё это переносится гораздо легче, так как мы помним, что страдаем не напрасно.
Возможно некоторые последствия вашего трудного детства не пройдут никогда, но это не причина для того, чтобы терроризировать свою душу постоянным унынием. Ободритесь. Господь не забыл о вас, только и вы о Нем не забывайте. Обратитесь к Нему и Он обратится к вам. Призовите Его и увидите, что Он уже давно в вашей жизни и ведет вас. И главное, молитесь чаще. Молитва укрепит ваши силы и расширит ваше сердце до того, что сможете молиться о спасении и ваших родителей. Не теряйте надежды. Помощи Божией.
Вопрос (Анастасия) 28 августа 2011г. В храме одного маленького городка создалась нездоровая обстановка. Это продолжается несколько лет. Я знаю имена четырех человек, которые не могут посещать храм, так как начинаются двусмысленные взгляды, приходы и звонки домой с угрозами отлучения от храма при невыполнении каких-то условий. Мы люди грешные и кому-то неприятны. Но разве храмы не для того, чтобы приходить и лечить свои души? Задаю вопрос: можно ли написать письмо архиерею, чтобы рассказать о ситуации, но с другой стороны, может все перетерпеть, а Господь сам управит? Наказания никому не хочу, жалко тех людей, мне кажется такую меру воздействия они не могут понести и повреждаются духовно.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если вы имеете в виду, что настоятель (или другие священнослужители) этого храма по каким-то причинам не принимают прихожан и пытаются их выгнать с прихода при помощи методов вами описанных, то это крайне странно. Всё ли вы правильно увидели и поняли? Чтобы не получилось, что из-за вашего неверного истолкования ситуации пострадают невиновные люди.
Если же вы поняли всё правильно, то ситуация действительно нездоровая и требует разрешения. По-видимому кто-то слишком вольготно устроился на приходе и пора его оттуда убирать. Не нужно ждать, что Господь всё устроит Сам, нужно делать то, что требуется. Если священник забыл образ Кого он носит и Чьим именем благословляет, и стал злоупотреблять своим положением, то пожаловаться на недобросовестного пастыря решение вполне разумное и правильное.
Порядок подачи жалобы следующий:
Сначала нужно рассказать о сложившейся ситуации настоятелю храма, то есть старшему священнику прихода. А он сделает замечание своему собрату.
Если же там один священник или речь идет как раз о старшем священнике, то с жалобой нужно обратиться к благочинному округа, к которому принадлежит ваш приход.
Наконец, последняя инстанция - это ваш правящий архиерей. Жалоба подается в письменном виде с присовокуплением имен, фамилий и дат, с подписями потерпевших.
Я так понял, переживая за тех людей, вы хотите принять в этом деле непосредственное участие? Если вас это не касается, то не нужно брать на себя чужое бремя. Проинструктируйте потерпевших и пусть они занимаются этим самостоятельно.
Еще раз повторю - если вы ошибаетесь, то напрасно оклеветаете священнослужителя.
Вопрос (Елена) 27 августа 2011г. Я исповедуюсь примерно раз в месяц, а как быть, если появляется чувство формальности? Может что-то не так делаю?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Ни в покаянии, ни в причащении, ни в молитве - ни в какой области духовной жизни христианина не должно быть формализма. Форма без содержания - ничто. А Богу нужно наше сердце. Не поклоны, не посты, не бумажки с грехами, не долгие молитвословия, не записки со свечками, а - сердце. Это и есть содержание, - сердечное участие, без которого все вышеперечисленные элементы христианской жизни превратятся в несносную рутину: покаяние превратится в привычный отчет о проделанной греховной работе (а не сокрушенный плачь перед Богом), причастие станет коллективной традицией (а не насущной потребностью души), молитва выродится в мучительное "вычитывание" знакомого текста (а не живое общение с Богом), свечки и записки будут тягостным долгом (а не сердечным переживанием за родственников и друзей). Поэтому, вполне возможно, что что-то делаете не так. Эта "нетаковость" может быть как раз этим "бессердечным христианством". Чтобы это исправить, нужно совсем немного. Представьте всего две вещи (даже одной достаточно):

1. Вспомните свою первую исповедь: те переживания, тот трепет, сердце готово выпрыгнуть из груди, ощущение Божия присутствия, каждое слово священника на вес золота, - и всегда исповедывайтесь так, как в первый раз.

2. Либо представьте, что это у вас последняя исповедь, после которой вы отправитесь на мытарства. А на мытарствах за все, что не было исповедано при жизни, человек будет жестоко испытан. Если бы мы знали, что сейчас происходит в воздушной области, какой страх и отчаяние, какое сожаление и раскаяние, как бедные души желают вернуться, чтобы хотя бы еще разок подойти к теперь уже желанному исповедальному аналою. Но, увы, время вышло, и они уже не имеют такой возможности. И многие из-за этого не могут пройти страшные мытарства. Одним словом - не превращайтесь в робота, оставайтесь человеком - существом с лицом, устремленным в вечность.

Вопрос (Игорь) 27 августа 2011г. Скажите пожалуйста, гадание на картах грех? Даже в шутку. Спасибо
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Не совсем понятно, что означают слова "даже в шутку". Можно либо гадать, либо не гадать, а будет это в шутку или нет - не имеет значения. Карты сами по себе вещь недостойная и кощунственная, так как это пародия на христианскую символику. Тем более, когда соединены с гаданием. Конечно гадание - грех. Об этом ясно написано в Священном Писании: "...проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его" (4Цар.17:17).

То есть Писание говорит, что гадание, равно как и волшебство, идолопоклонство и различные манипуляции с огнем - не угодны Богу. Нужно довольствоваться тем, что нам дано и открыто, а в то, что премудро сокрыто от нас Промыслом Божиим, проникать противозаконно и опасно. Господь мудро сокрыл от нас духовный мир, но люди все-равно пытаются войти в контакт с духами через спиритизм. В результате остаются осмеянными падшими духами, это в лучшем случае. А в худшем повреждаются душой или погибают различными способами.

Верьте Богу. Он плохого не заповедует.

Вопрос (Ксения) 26 августа 2011г. Скажите, пожалуйста, на самом деле есть ли достоверные факты о том, сколько всего святых прославленных в РПЦ? И посоветуйте, пожалуйста, какую литературу можно и нужно почитать, чтобы встать на путь, как Вы сказали, нравственного возрастания…Я начинала с Закона Божия, прочитала Илиотропион, старца Паисия Святогорца, слушаю лекции Осипова Алексея Ильича по «Союзу», православную художественную литературу, купленную у вас в монастырской лавке..Сейчас читаю Невидимую брань Никодима Святогорца.. Всё это по собственному внутреннему какому-то чувству, так как посоветоваться не с кем…Знаю, что обычно советуют прочитать Лествицу Иоанна Лествичника…а что ещё?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Что касается святых, то их количество знает Бог. Люди не знают сколько их. А процесс канонизации все-таки несколько условный. Люди прославляют других людей в лике святых по каким-то критериям. Один не вписался в эти рамки, значит еще не дотянул до святости. Но это для людей так, а у Бога он может быть святой.

Книги читаете правильные. И то, что с Закона Божия начала, тоже верно. Но на этот вопрос нужно смотреть с нескольких сторон. Духовный рост совершается не от чтения книг. Вы же понимаете, оттого, что вы перечитаете Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Кирилла Александрийского, Феофилакта Болгарского, Игнатия Брянчанинова и др, - святее не станешь. Святыми становятся от любви к Богу и соблюдения заповедей. Христос сказал: "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин.14:23). Вот святость - вселение Пресвятой Троицы в сердце человека, которое (вселение) происходит при соблюдении слова Божия.

Главное здесь живое общение с Богом - молитва. А чтение помогает не сбиться с правильного пути, не уклониться в пропасть ереси и сектантства. И в этом плане многое важно. Важно знать историю, как общецерковную, так и Русской Церкви, очень важно знать богословие (сравнительное, догматическое, нравственное), знать наизусть православный Катехизис, Основы Социальной Концепции РПЦ, Церковное право, толкование Священного Писания и т.д. Для понимания богослужения нужно знать литургику. Знание всего этого важно. Без этого, конечно, можно прожить, но это если ни с кем не общаться и никуда "не вылазить". Но мы живем среди людей и контакт неминуем. Любой начитанный сектант легко заткнет нас за пояс потому, что мы ничего не сможем ему возразить ввиду отсутствия фактических знаний.

Читайте то, чего требует душа и, главное, реализуйте прочитанное в жизнь.

Вопрос (Ксения) 26 августа 2011г. Ещё один вопрос…давно крутится у меня в голове…он, может быть, даже детский, но тем не менее : почему мы, обращаясь к Богу, говорим «Ты», а, например, к иерею обращаемся на «Вы»… Чем это объясняется? Традициями? Спецификой нашего русского языка? Или есть более научное объяснение?…
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Трудно сказать. Скорее всего традиции, а может влияние Синодальной и постсинодальной эпох. Помните, у них там повсюду "Вы, вы, вы" "К услугам вашим я! Довольно, — выслушал я вас: Безумны вы, безумны вы, И вам урок послужит к исправленью! ...Пускай безумец я, но вы... Вы — бесчестный соблазнитель! (Евгений Онегин).

Серафим Саровский был против "выканий". Это, кстати, он говорил, что мы Бога, Богородицу и святых на "Ты", а человека "на вы" зовем. Во всех патериках также осталась правильная (древняя) традиция. Там ученики со своими преподобными старцами всегда "на ты", хотя те еще при жизни были великие чудотворцы и вызывали благоговейный трепет. Эта же практика осталась и в богослужении. Если посмотрите Служебник, то там все обращения "на ты": "Владыко, благослови", "Помолись о мне, владыко", Помяни меня, владыко", "Возъми, владыко", "Преломи, владыко" и т.д.

Так что я более склоняюсь к этому варианту, а все "вы" считаю данью постсредневековой интеллигентской традиции. Но это лично мое мнение. Другие считают, что надо только "на вы", так как "тыканье" может привести к панибратству, дерзости и, как следствие, отсутствию уважения. Наверно, в этом тоже есть доля правды.

Вопрос (ирина) 26 августа 2011г. Батюшка, благословите! Не могу победить страсть гнева на детей своих. Теорию, как строить взаимоотношения знаю, все использую в общении с другими детьми, работая в школе. Думаю, что Господь дал талант педагога – строятся отношения, основанные на доверии, уважении личности ученика, как Божьего творения. Господь дал старание принимать любого человека и находить радость в общении с любым учеником. Но какая злоба проявляется в общении с родными детьми! Если я вижу, на что способен ученик в школе и искренне стараюсь помочь ему, соответственно его уровню восприятия, то в общении с родными детьми далеко все не так. Я очень часто чувствую злобу, которая проявляется в раздражении, грубости, невнимании к их нуждам, в то время как если это другой ребенок, я готова уделить внимание, выслушать, понять. Своих же детей постоянно дергаю – «не успеем, опоздаем, надо убраться в комнате, ах, еще не убрались!, почему так?». Можно сказать: «Не хочешь злиться – не злись». И я осознаю, что нужно остановиться, но у меня хватает сил только беспомощно плакать. Каждый раз, начиная постепенно «оттаивать» осознаю как в очередной раз не заметила – где искушение подкралось, почему не противостояла вовремя – и нет ответа. Думаю, что есть связь с невоздержанием в еде. Но сама не решаюсь делать выводы, потому что и меры пощения не знаю. Не отчаиваюсь в прощении Божием. Прошу Ваших молитв. Простите.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Так обычно и бывает - чужих мы терпим, а родных нет сил терпеть. Гнев это страсть, которую вполне можно искоренить. Для начала нужно научиться молчать, несмотря на то, что внутри всё будет кипеть и клокотать. Пусть кипит, лишь бы не выплеснулось наружу. Нужно этого добиться всеми силами. Когда бесконтрольный язык подчинится нашим волевым усилиям, тогда можно переходить на более глубокий уровень и искоренять страсть в сердце, то есть подавлять уже самые гневные желания. Это тяжело, и борьба может занять много лет. Но Господу угодно наше желание избавиться от этой заразы и Он поможет. Вы правильно заметили, от чрезмерного поста страсть гнева может усилиться. Но тогда она распространяется на всех без исключения. Если бы в вашем случае это было так, то и ваши ученики также пострадали бы от вашей страсти. Но вы можете сдерживать себя в общении с ними, значит причина в другом. Рекомендую вам прослушать аудиоверсию Мытарств преподобной Феодоры. Это может помочь преодолеть страсть гнева. Помощи Божией.
Вопрос (Игорь) 25 августа 2011г. Скажите пожалуйста, почему к Богу надо приходить через скорбь? Почему нельзя жить и радоваться жизни, ведь она тоже великий Божий дар. Неужели чья-то радость может стать помехой на пути к Господу?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Неверно полагать, что путь к Богу лежит исключительно через страдания. Господу вообще не угодно, чтобы Его тварь мучилась и страдала. Не для этого Он нас создавал, но по преизбытку Своей благости хотел поделиться с нами Своей любовью и блаженством. Однако, человек избрал свой путь. И путь этот проходит вдали от Бога, источника радости и счастья. Не понимая этого, человек ищет и находит свои (альтернативные) источники радости, которые, как правило, сопряжены с забвением Бога. И для того, чтобы привести человека в чувство, Господь попускает какие-то жизненные скорби, которые напоминают ему о вечных ценностях.

Но если посмотреть на это с другой стороны, то, возможно, окажется, что без скорбей в настоящей ситуации нам не обойтись. Мы знаем, что не только грешники, но и люди праведной жизни страдают в этой жизни. За что терпел мучения и лишения праведный Иов? Он был материально обеспечен, но не забыл о Боге. И все-таки невыносимо страдал. А причина крылась в духовном мире, о чем людям было не известно. Дьявол клеветал на Иова перед Богом, и для того, чтобы постыдить клеветника, Господь попустил праведнику пострадать.

Но что касается нас, то мы грешники и по пресыщении и обеспечении забываем своего Творца и Кормильца. Поэтому скорби нам полезны и обязательны, хотя по природе не являются таковыми. Это подтверждает история про одного каменотеса. Он был беден и своим тяжелым трудом зарабатывал себе ровно на один день. Часть этих скудных денег он раздавал нищим, а на оставшееся проживал ровно день. Поэтому он всегда горячо молился Богу и имел веру с надеждой. Но один святой увидел этого каменотеса и пожалел его. Он стал молить Бога, прося Его, чтобы Он обогатил этого праведного трудягу. Но Господь спросил его: "Ты уверен в том, о чем просишь? Будет ли это ему на пользу и ответишь ли ты за его душу, если она испортится?" Но святой настаивал. Он рассуждал так - если он сейчас такой милостивый, то сколько блага и добра он сможет сделать другим, когда обогатится. В конечном итоге он поручился дать ответ за душу каменотеса. Через какое-то непродолжительное время работая однажды киркой, каменотес обнаружил в скале полое место, которое было набито золотом. Он чрезвычайно обрадовался и стал жить на широкую ногу. Вопреки прогнозам святого, который вымолил ему это богатство, каменотес перестал работать, совсем забыл о нищих и думал только о себе. Под конец он настолько испортился, что его невозможно было узнать. Тогда Господь спросил у святого: "Не говорил ли Я тебе, что это не будет ему на пользу?" Святой признал свою неправоту и стал молить Бога, чтобы ради спасения души Он отнял у каменотеса богатство. Так и случилось: каменотес обнищал и вернулся к своему тяжелому труду и ежедневной нужде и милостыне.

Радость и достаток сами по себе не являются препятствиями на пути к Богу, но, к сожалению, получив некоторое успокоение и утешение в жизни, наше сердце быстро обрастает жиром неблагодарности и богозабвения, ввиду чего скорби становятся для нас не просто полезными, но жизненно необходимыми.

Вопрос (Ксения) 25 августа 2011г. Я долго не могла найти работу после увольнения с предыдущего места работы (полгода не работала), и вот уже третий месяц тружусь в совершенно новой, только что созданной строительной фирме (я по образованию инженер-строитель и сметчик)… Когда искала работу, обращалась за помощью к Ксении Петербургской, Девяти мученикам Кизическим, Николаю Угоднику… А как и к кому обращаться с просьбами о процветании нашей фирмы (если так можно выражаться в данном случае), потому как дела идут не очень хорошо… И можно ли вообще просить этого у Господа?... Заранее благодарю за ответ.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Просить Господа о процветании фирмы можно. А вот что касается "кому молиться", то можно ответить - молитесь, кому хотите, к кому сердце лежит. Святые, которых вы перечислили, вполне справятся и с этой задачей (т.е. ходатайством о благополучии фирмы).

Проблема в том, что в этом есть некий магический элемент. Это в магии разные божества и силы природы отвечают строго за свою область. Например, тот, кто заведует огнем, не вмешивается в воздушную стихию, а тот, кто занимается воздухом, не претендует на землю. В Православии иногда происходит тоже самое - этот святой заведует здоровьем (причем, один исключительно по зубам, другой по ногам, иной по глазам), этот отвечает за семейную область, иной же специализируется на жилищных проблемах, наконец, другой отвечает за работу и достаток в доме.

Что это, как не магия? Нельзя представлять святых, как неких "узкоспециальных божков". Разве блаженная Ксения, которую считают помощницей в поиске работы, не в состоянии вымолить нам у Бога телесное здоровье, а священномученик Антипа, которого народ наделил стоматологической специальностью, не может нам вымолить христианскую кончину, экспертом по которой считают святую Варвару? Конечно их дерзновение перед Богом носит универсальный характер и помочь они могут в любой проблеме.

Может для какого-то новоначального уровня такой взгляд на компетенцию святых и допустим, но для пришедших в духовный возраст христиан подобное отношение к святым можно поставить в укор.
Вопрос (Елена) 25 августа 2011г. Ответьте, пожалуйста, полагаются ли послабления в постные дни в еде путешествующим, если да, то какие?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Путешествующим, равно, как и больным, беременным женщинам и кормящим матерям, детям, военнослужащим, находящимся в гостях - разрешается послабление поста. А каким будет это послабление, решает духовник, который знает вашу жизнь, силы, нужды и потребности.

Какими бы не были эти послабления, человек должен понять их смысл. А смысл простой - доделать до конца то дело, которое он делает. Больной и без того несет крест болезни, поэтому пост для него будет непосильным; кормящие и беременные женщины и без того переживают сложные гормональные перестройки, к тому же они зависят от детей, поэтому и для них пост - лишнее бремя; дети еще не осознают смысл поста; военнослужащие (срочники и находящиеся вдали от дома, особенно в первый раз), переживают адаптацию и акклиматизацию, решают совершенно другие задачи и несут тяжелые физические нагрузки; находящиеся в гостях, по слову апостола Павла (1Кор.10:27), едят всё без разбора и благодарят Бога и хозяина дома; путешествующие же также находятся в трудной ситуации и переживают физические и психологические нагрузки, смену состояний и переживаний, а потому питаются тем, что есть под рукой и благодарят Бога. Но это при условии, что путешествие действительно сопряжено с трудностями. В конце концов, у каждого есть совесть, которая подскажет ему границы послабления.
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.