Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Светлана) 17 августа 2011г. Здравствуйте, Батюшка! У нас в семье сложилась такая ситуация, что у всех моих братьев сестры и у меня конечно, никак не складывается личная жизнь. У всех неудачи, мама тоже пережила много бед, я не могу наладить личную жизнь, всё как-то не везет, преследуют одни неудачи. Строю планы, а все заканчивается не так как хочется. У нас в роду есть самоубийцы, может быть это мешает нам в жизни? К кому можно обратиться или молиться? Дайте пожалуйста совет. Хочется, чтобы жизнь сложилась у меня, у моей дочери, чтобы она не столкнулась с такими проблемами как я, чтобы мои братья, сестра, племянники и племянницы были счастливы.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

    Жизнь сложна. И каждый человек, это отдельный разговор. Каждому в жизни предназначен свой уникальный путь, совсем не похожий на путь другого. Каждый человек несет по жизни свой крест. У одного он больше, у другого меньше, но кресты несут все. Не нужно удивляться, если чья-то жизнь более спокойная, чем у соседа. Все мы имеем одного Небесного Отца - Бога, к Которому и нужно прибегать во всех своих печалях и радостях. Люди постоянно терпят фиаско в своей личной жизни. Но виноваты в этом они сами, так как не изучают ту область, в которую вступают. К семейной жизни нужно серьезно готовиться и понимать, в чем секрет семейного счастья.

Во всей полноте на земле нельзя добиться счастья, оно будет возможно там, где нет ни печали, ни слез, ни воздыханий. А здесь на земле всё непостоянно и ненадежно. Сегодня на душе спокойно, а завтра кошки скребут. И так до самой смерти. Единственное утешение, - это вера в Бога и молитва, с которой человек будет ощущать душевное спокойствие даже среди житейских лишений и скорбей.

Но вместе с соблюдением заповедей нужно и жизнь свою устраивать. Не нужно ждать, что сам собой построится дом, появится хорошая работа, или верующий благочестивый жених свалится на голову. Для этого нужно учится, работать, общаться с хорошими верующими людьми и главное просить на всё это помощи и благословения Божия, так как с Богом нам всё возможно. Помощи Божией.

Вопрос (Анжела) 17 августа 2011г.

Здравствуйте батюшка! Помогите мне пожалуйста в такой ситуации. У меня год назад умер папа путем повешения. Я сразу знала, что ему нельзя службы заказывать, отпевать. А что молиться самой можно. И я сама читала чин литии и дома, и на могилке один раз я читала псалтырь предварительно взяв благословение.  Мне говорили, что нельзя за него молиться, но я молилась, а потом перестала. И после этого папа приснился мне во сне и сказал: "У меня скоро суд, а мне сообщили, что вы от меня отказались", на что я ему ответила, что нет и спросила у него, что мне нужно сделать? А он сказал: "Сходи в храм и возьми молитву". Я пошла, купила псалтырь и начала его читать. Это было до 40 дней. А сегодняшний день я не знаю, что мне делать. Многие мне говорят, что нельзя за него ставить свечку в храме и молиться за него. И что вообще мне нельзя за него молиться, так как я его грех беру на себя. А так как не сильная духом, в моем сердце недостаточно веры, я могу не справиться с тем, за что взялась. И сейчас я и хочу за него помолиться и боюсь, что могу не справиться, так как шатко в духовном плане стою на ногах. Помогите мне пожалуйста советом, что же мне делать.

 

    P.S. Моему папе было 75 лет когда он повесился. Покрестился он в 70 лет, но к сожалению ни разу не исповедался и не причастился.   

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

   За самоубийц, в храме действительно не подают поминовение. За них разрешается молиться келейно (в домашней молитве). Для домашней молитвы за самоубийц 27 июля 2011 года Священным Синодом был утвержден "Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго". Последование этого чина можно найти на сайте Московской Патриархии http://www.patriarchia.ru/db/text/1586949.html (Журнал № 87). По благословению можно дома читать псалтирь и держать пост, а также подавать о их упокоении милостыню.  

Для того, чтобы самой твердо стоять на ногах веры, необходимо подвизаться в благочестии. Вера, надежда, любовь, молитва и прочие добродетели, сами собой не появятся. Они есть дары Божии и плоды самоотверженной духовной жизни христианина. Поэтому подвизайтесь в молитве и прочих заповедях и будете крепче духом.

Но этот подвиг не имеет конца и занимает всю жизнь человека. Что же делать нашим усопшим родственникам, ждать, когда мы - их пока еще живая родня, научимся молиться? Они могут так и не дождаться от нас молитв о себе. Потому что мы будем учиться этому до самой смерти. Поэтому молиться нужно уже сейчас той молитвой, какая уж есть. А Господь, видя наше искреннее намерение помочь усопшим, примет нашу неумелую новоначальную молитву, как две лепты евангельской вдовы. Да поможет вам Бог. 

Вопрос (Анна) 16 августа 2011г. Здравствуйте. Меня интересует как быть в ситуации, когда священник даёт благословение, настаивает, можно сказать заставляет заниматься тем-то и тем-то (деятельность). А душа не лежит, нет желания. После неудачных попыток я сделала выбор, а священник обижен. Поясните пожалуйста, что есть выбор человека, воля, ответственность и благословение священника. Спаси Господи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Даже при наличии благословения священника, воля человека и его ответственность за поступки остаются при нем. Другое дело, насколько тактичен и корректен сам священник при подаче благословения Божия. Естественно, ни о каком элементе насилия здесь не может быть и речи. Право священника благословлять именем Божиим не наделяет его абсолютной властью над людьми. Он может дать совет, объяснить, как обычно поступают в подобных ситуациях, указать оптимальные пути разрешения проблемы, но заставить человека в директивном порядке подчиняться себе - неправильно и есть признак духовной дезориентации самого пастыря. Даже если священник видит, что человек собирается сделать неверный выбор, он все равно не имеет права заставить его поступить по-своему, по-Божьему, по заповедям. Если Бог уважает наш выбор и не вмешивается в него, то человек тем более должен это понимать.

В наше время оскудения духовных наставников, нужно быть очень осторожными и внимательными к советам других. Советников сейчас так много, что можно запутаться в советах. Но эта осторожность не должна мутировать в параноидальное недоверие всем и вся. Вычитав где-то, что в последние времена архиереи и священники "испортятся", миряне уже сейчас клеймят многих архипастырей и священнослужителей в отступничестве и всячески выискивают повод для этого. Такой подход тоже недопустим.

Поэтому будьте рассудительны. Не нужно полностью возлагать ответственность на священников, как это многие любят делать: "Батюшка, благословите сделать шаг правой ногой, благословите сделать шаг левой ногой, благословите сделать вдох, благословите сделать выдох". Священник не должен за вас решать всю вашу жизнь. А на что тогда вам дана своя свободная воля и голова? Священник это не козел отпущения, на которого можно легко свалить все свои проблемы и ответственность за их решение. Повседневные, бытовые и личные вопросы решайте сами, а за благословением на выбранное вами дело идите уже к священнику. Если его ответ (совет) соответствует Священному Писанию и Священному Преданию Церкви, то он принимается, если же нет - отвергается. И при этом не имеет значения ни чья обидчивость.

Поймите, Господь ввел в человеческой истории необходимость священнического контингента не для того, чтобы всю остальную часть населения планеты лишить свободы выбора. Священник - это помощник, советник, указатель, совершитель Таинств, проповедник. А следовать ли его советам, идти ли в направлении им указанном, слушать ли его проповеди - это решает каждый сам, естественно со всеми вытекающими из этого последствиями. Помощи Божией.

Вопрос (Ольга) 16 августа 2011г. Здравствуйте, Батюшка! Так сложилось,что семья моей мамы принадлежала к греко-католической церкви. Два моих прадеда были священниками. Один из них принимал участие во Львовском соборе по упразднению унии и принял Православие. Я  православная. Скажите, могу ли я заказывать поминальные службы за своих усопших родных в православных храмах?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Евхаристическое общение возможно только между православными. Поэтому и проскомидийное поминовение распространяется тоже только на православных. То есть, писать в записках имена можно только тех, которые скончались в Православной вере. То же правило относится и к живым. В домашней же молитве можно поминать и инославных.
Вопрос (Ольга) 15 августа 2011г. Здравствуйте, Батюшка! Так сложилось, что мы с мужем разводились, а потом заново расписались. В разводе не расходились, а жили вместе. При первом браке венчались, а нужно ли венчаться второй раз?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если вы не обращались к епархиальному архиерею за бумагой о церковном разводе (т.н. "развенчание"), то повторно венчаться не нужно.
Вопрос (Юлия) 15 августа 2011г. Батюшка, помогите, крик души! Как мне определиться с работой? Как принять правильное решение?Остаться на удобной и более оплачиваемой работе (продавец ювелирных украшений в небольшой фирме), или вернуться на беспокойную, низкооплачиваемую работу (музыкальным руководителем в садик - это моя основная профессия). С мужем разведена (муж периодически пьёт), он мне материально не помогал, сейчас хочет оплатить учёбу сына. Для меня это небольшая, но помощь. Как сделать правильный шаг? Надо давать срочный ответ, а я не могу прибиться ни к одному берегу. Заранее Вам очень благодарна. Спаси Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) За разъяснением трудных житейских ситуаций верующие во все времена приезжали к духовным людям, которым через молитву и самоотвержение открывалась воля Божия.

Спрашиваете как принять правильное решение, помолиться и действовать, прося себе помощи и благословения Божия. Помните, что "всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф.7:8). Всякий, кто с верой просит у Бога вразумления, всегда его получит. Нужно только верить в это.  

Перемены это всегда страх, сомнение и волнение. Не бойтесь перемен, бойтесь Бога. Это ключевое предложение. Оно означает, что если перемены влекут за собой грехи и отступление от Бога (в любом виде), то такой путь нужно отвергнуть. К сожалению современное положение в стране и мире вообще, оставляет людям не так уж много альтернатив. Поэтому если сделаете ставку на материальное благосостояние, мы вас прекрасно поймем и одобрим ваш выбор. Но сказать "Богу угодно так и так, правильный выбор такой-то и такой-то" - мы не можем. Придется решать самостоятельно. Мы можем только благословить сделанный вами выбор. Да умудрит вас Господь.

Вопрос (Ирина) 15 августа 2011г.

Господи, благослови.
  Согрешила укорением священника. Если апостолом определено, что за это такое серьезное наказание, как сказано Вами в ответе р.Б. Дарье 13.08.11., помогите, батюшка принять верное решение. Вопрос мой с большой предысторией. 

 

         Священник на нашем приходе - иеромонах. Какая тайная мысль жила много лет в моем сердце! «Кому так еще повезет? Где еще такие идеальные условия для спасения?» Я для себя расставила акценты и детей так учила: есть иерархия - Господь Бог, священник, отец в семье, жена, дети. И со всей стремительностью неофитки и просто женщины (о чьих «способностях» так справедливо предостерегает Игнатий Брянчанинов в «Приношении монашеству») я принялась исправлять погрешность в этой иерархической цепочке между священником и мужем. Лучшие обеды, вещи - для батюшки, личное (и не личное) время - для служения на клиросе. И все больше в противовес мужу - его «нетактичным» замечаниям. Как мне было обидно выслушивать слова, что я - участник своеобразной секты! Как мой муж с батюшкой дошли до открытого противостояния - история, требующая отдельного описания. Их отношения закончились. А я перестала слепо поддерживать батюшку, когда услышала, что он разговаривает на том же языке: «с наглыми - по наглому». Мужу выпала служба в казачестве вдали от дома, чему рады были и он и я. Семья наша распадалась. А моя картинка о нашем священнике начала  рассыпаться как детская стенка из кубиков. Меня утверждали слова Рафаила Карелина о послушании духовнику (наш батюшка никогда не называл меня духовной дочерью, хотя я сама так считала: я до сих пор помню все его советы - думаю, он родил меня для духовной жизни). И по слову о.Рафаила я все собирала рассыпавшиеся кубики. Еще и еще...  Но ведь диаволу так важно разорвать духовную связь! И я стала стараться вообще не разглядывать и стараться не размышлять, что происходит на приходе. «Я ведь не верю своему мнению, я понимаю, кому нужно все испортить!». Дошло до того, что я однажды сказала: «Батюшка, у меня не осталось о Вас никакого благого помысла» А он перестал отвечать на мои вопросы, указав на алтарь: «Вот Бог! У меня-то что спрашиваешь?»

 

        Я прошу у Господа раскаяния в грехе сотворения кумира из священника. Вина моя усугубляется тем, что я по гордости считала себя достойной послушания, как в древности, несмотря на предупреждения последних святых отцов, считая себя исключением из правил. Завеса спала с моих глаз. Это милость Божия. Как милость Божия и то, что распадающаяся семья наша за 14 прожитых лет обрела утверждение перед Господом - это поистине чудо. Мой супруг на страстной седмице удостоился такого Божьего дара - наконец начав говеть, перед исповедью  дал Господь ему узнать, что такое любовь ко всем без исключения. Не надолго дал, но последствиям этого посещения я не перестаю удивляться до этого дня. А мы в течение лет десяти не могли найти общего языка. Слава Господу нашему!

 

        Спаси Вас Господь за терпение. Теперь ближе к моему вопросу. В моем изложении, вероятно, уже чувствуется укорение священника в мыслях, но худшее впереди.

 

В нашей семье принято решение найти духовника общего, лучше иерея. Мы уверены, что монах на приходе исподволь учит жизни монашеской, а не семейной. Он просто не в силах научить тому, чего в своей жизни никак не касается. Тут бы посещать богослужения у себя, а за советом  выезжать, куда Господь управит. Только вдруг и моей сестре нашим батюшкой дан совет развестись с мужем , а до этого еще нескольким. «Есть же путь монашеский» - говорит сестра (дети 9 и 4 года). Я вспоминаю, как сама мясо не ела почти год из солидарности с монахом (это я сама придумала тайно, чтобы ему хоть как-то помочь в миру). Господи, прости меня. А другой знакомый рыдания сдерживает - «жена с батюшкой в монастырь уехала, а уже три года я ей вовсе не муж». По приезду их мы с мужем и этим знакомым собрались, и к священнику нашему. Настроились, чтобы с любовью все объяснить - мы-то изнутри знаем, почему семьи рушатся. Я хотела только одну мысль сказать, что нельзя священнику с женой соглашаться, что муж в чем-то не прав. Было ощущение, что батюшка с ума сошел. Крестит нас истово, перебивает, хотя на разговор сам согласился и даже алтарника позвал на беседу: «Послушай, будущий священник, как надо себя с женами вести». Алтарник, увидев происходящее, сказал: «У батюшки ведь свое начальство есть, давайте вызовем архиерея и расскажете все, что у вас есть ему». Батюшка согласился: «Да, да...» Но поведение его было несвойственным обыкновенному. Мужчины разговаривали без меня, а когда меня спросил батюшка: «Ирина, хочу услышать от тебя - чем я разрушал вашу семью?»  Я сказала: «Исподволь. Вы смеялись над невежественным мужем со мной за его спиной».  Я осознаю теперь, что тот же смысл можно было передать без укорения.


        Батюшка, я поистине осознаю всю разрушающую силу, даже малейшего намека жене от священника, что муж неправ. Вернее, на то что жена права и в чем-то разбирается больше. . Я не чувствую, что заблуждалась в попытке разъяснить, мне было против совести не вступиться за эту семью - это все происходит на глазах довольно долго и сильно обсуждается в поселке. Но я очень сожалею о последствиях своих слов.

         Помогите принять решение: муж еще на службе, а мне велел ездить за 60 км в церковь раз в неделю (ближе нет прихода), чтобы своим появлением не провоцировать батюшку на продолжение обвинений.  Когда брала благословение, он мне сказал: «Благословляю, иди, неси дальше всякую чушь».      

 

   Зная,  что я посещаю ваш сайт, супруг сегодня позвонил и попросил, прежде чем менять приход, спросить Вашего совета. Простите меня, ради Господа. Благословите.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) История поучительная для всех читающих ее. Пристрастия не должно быть ни к кому и ни к чему: ни к священнику, ни к мужу, ни к ребенку. Средний путь проверен святыми и, как показывает жизнь, наиболее стабилен. Всё это мы теоретически понимаем, но в жизни бывает по-разному. В отношениях между духовниками и прихожанами столько всяких искушений, что всё наперед не предусмотришь. И с выбором духовного отца тоже не советуют торопиться. Это также проверенный путь. Ничего не мешает человеку также продолжать советоваться и исповедоваться у священника, не связывая себя при этом никакими по отношению к нему духовными обязательствами.

С тем, что природа советов православных священников о разводе семей ненормальна, я согласен. Более правильными признаются действия, направленные на сохранение семьи. Хотя бывает по-разному. Но не согласен с тем, что каждый иеромонах всегда (априори) на приходе будет учить монашеской жизни. Если так, то он не прав. И даже, более того, опасен для паствы, которая в своем большинстве состоит из женатых, а значит не собирающихся в монастырь людей. Иеромонах должен учить мирян не монашеской жизни, а христианской. Семейных вопросов должен касаться осторожно. Но то, что он монах не означает, что он ничего не знает о семье. Мы даем ответы на семейные вопросы руководствуясь не своим опытом, а других людей, знающих эту область изнутри. Многие святые оставили замечательные труды и рекомендации по семейной жизни, хотя сами были монахами и архиереями (почитайте, например, святителей Феофана Затворника, Иоанна Златоуста, Василия Вел., Владимира Богоявленского, монаха Паисия Святогорца).

Я не совсем понял в чем, собственно, заключается вопрос, менять или не менять приход? Смена прихода явление вполне нормальное, в некоторых ситуациях необходимое, а в начале воцерковления даже неизбежное. Человек не привязан к приходу, но избирает его по собственному желанию, по зову (отзыву) души. Учитывая обстоятельства, в вашем случае решение поменять приход вполне разумное и оправданное. К тому же не обязательно, что речь здесь идет о постоянном переходе. Священника могут поменять, лишить сана, отправить в запрет или на покой, он может завтра умереть, в конце концов. Да и просто со временем всё может утрястись. Не нужно забывать, что священник в первую очередь - человек, с общими всем людям немощами и недостатками, а священник он во вторую очередь. Но за осуждение священника Бог накажет сугубо. Он Его служитель и отвечать будет перед Ним.

Ваше желание найти общего духовника - похвально. Но не думайте, что женатый священник - это гарантированный путь, который разом решит все ваши проблемы. Он является членом той же Церкви, читает такие же книги, держится того же Предания и пользуется тем же интернетом, как и иеромонах. А что касается опыта его собственной семейной жизни, то не факт, что он непременно окажется образцово-показательным. Как бы там ни было, но смена обстановки должна пойти вам на пользу.

Сохраните семью, но и в священнослужителях не разочаровывайтесь.

Поэтому, помощи вам Божией. Покайтесь в осуждении и учитесь правильному отношению к людям.

Вопрос (Ольга) 14 августа 2011г. Здравствуйте! Хотела бы узнать ваше мнение о том, как отличить гордыню от чувства собственного достоинства!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

    Гордыня, как грех и чувство человеческого достоинства, как дар Божий, - это не просто разные понятия, это диаметрально противоположные понятия. Лучший критерий, позволяющий отличить эти понятия, - это их последствия, или плоды. Христос сказал: "По плодам их узнаете  их" (Мф.7:16,20).

    Плоды гордыни известны. Не случайно ее называют матерью грехов, так как она порождает неисчислимое разнообразие всех грехов и пороков в мире. Гордый человек любит учить и спасать других, он не принимает советов и не терпит замечаний. Он мстителен и завистлив, коварен и обидчив, любит навязывать свои советы, когда его никто не спрашивает и раздражается, когда их отвергают, осуждает вся и всё, не способен к прощению, но расположен ко всякого рода злу.

    Что же касается человеческого достоинства, то подлинное достоинство человека состоит в богоподобии. Чувство собственного достоинства должно побуждать человека стремиться к своему Первообразу, то есть к богоуподоблению. А это возможно только при святом и непорочном образе жизни. Таким образом, исполнение заповедей Божиих, - это, своего рода, реакция индивида на его стремление к сохранению человеческого достоинства.

    Человек - это царь и господин земного царства и в этом его достоинство. Но это не значит, что теперь он должен превозноситься над прочими созданиями и унижать низшие формы жизни. Это означает, что именно он является ответственным за происходящее в этом тварном царстве. Согрешая, человек уподобляется животным, а значит теряет свое достоинство, как потеряли его ангелы, о которых писал апостол Иуда (Иуд.1:6). Это замечательно подтверждает определение из философского словаря: "Сознание собственного достоинства является формой самоконтроля личности, на которой основывается требовательность индивида к себе. Таким образом, достоинство, наряду с совестью - один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед обществом".

    Можно сказать, что чувство собственного достоинства, это категория неразрывно связанная с моральной областью и призвана помочь в формировании мировоззренческой позиции человека и его продуктивной (угодной Богу) самореализации в жизни.    

Иными словами: гордыня - зло, а чувство собственного достоинства (в правильном понимании этого выражения) - благо.

Вопрос (Николай) 13 августа 2011г. Здравствуйте! У меня проблемы по мужской части (простатит). Можно ли быть исцеленным по молитвам?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

   Ваша болезнь сейчас успешно лечится и обычными медицинскими методами, при условии, что известна причина ее возникновения. Ведь простатит - это лишь следствие, а не причина. Причина кроется в другом. Это может быть и стафилококковая, стрептококковая или туберкулёзная инфекция, недостаток тестостерона в крови или просто переохлаждение. Выявив причину, можно преодолеть и сам недуг.

  Что касается молитвы, то нужно помнить слова Спасителя: "Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мф.21:22), ибо "всё возможно верующему" (Мк.9:23). Таким образом, проблема не в Боге или молитве, а в нас самих, или в нашем маловерии. Святые, за двухтысячелетнюю историю христианства подтвердили истинность слов Христовых. Силой молитвы они творили великие дела (в том числе и исцеления). Но они были такие же люди, как и мы, а значит это возможно и для нас. Была бы вера. Причем, не нужна полнота веры; для чуда достаточно веры размером с горчичное зерно (Мф.17:20), и ничего невозможного не будет для вас. Дерзайте, и да поможет вам Бог.

Вопрос (Дарья) 13 августа 2011г. Здравствуйте, Батюшка. Скажите пожалуйста, есть ли каноны или обычаи, по которым мирянина не допускают до причастия после исповеди?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Есть множество канонов, по которым мирянин отлучается от причастия, но при этом может участвовать в Таинстве покаяния. Например, по правилу апостола Павла, если кто-то укорит священника, то отлучается на один год. А если ударит священника рукой или чем-то, то на три года, даже если священник простит его.

По правилу Василия Великого двоебрачный (то есть тот, который второй раз женился (вышла замуж)), отлучается на год (по другим источникам на два). Троебрачный же - на 4 года (если не имеет детей), если имеет детей, то на 5 лет (если ему меньше 40 лет).

Отлучается тот, который в болезни будет лечиться у врача еврея. А мы вообще спрашиваем-ли у врачей какой они национальности? А некоторые из соображений более продвинутой медицины сами ездят лечиться в Израиль.

Отлучается тот, кто молится вместе с отлученным, а также кто работает в воскресный и праздничный день. Изменившие своим супругам (прелюбодеи) по правилу Василия Великого отлучаются на 15 лет. Убившая плод во чреве по 2 правилу Василия Великого и 21 правилу Анкирского собора отлучается на 10 лет.

Намеренно совершивший убийство по 22 правилу Анкирского собора на всю жизнь остается каяться в разряде "припадающих", то есть всю жизнь он должен на паперти храма падать в ноги входящим, прося их молитв о себе. И только перед смертью удостаивается причастия. Невольные убийцы отлучаются на 10 или 11 лет.

Кто из страха мучений отвергся от Христа, отлучается от причастия на 8 лет. А если отвергся без нужды, то на всю жизнь (такой может причаститься только перед смертью).

Вот только некоторые каноны, говорящие про отлучения. Конечно священники сейчас не отлучают от причастия на 10 или 15 лет, но нужно помнить эти нормы (которые, к тому же, никто не отменял), и не удивляться, что батюшка дал епитимию - месяц без причастия почитать покаянный канон.

Священник может не допустить до причастия, если видит, что человек совсем не готовился к исповеди и имеет несерьезное и легкомысленное отношение к великому Таинству причастия. Если человек не имеет покаяния и настроен агрессивно или не желает примирения, таковой также рискует остаться без причастия. Могут не допустить до причастия, если человека только на Литургии "осенило" причаститься, но, подойдя на исповедь, он получает отказ, потому что совершенно не готовился ни к причастию, ни к исповеди (хотя может и исповедаться). Если человек исповедался перед причастием, а в конце сказал, что поел, такого тоже могут не допустить. Не допускают к причастию тех, у которых на исповеди вдруг выясняется, что живут в блуде (без росписи).  

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.