Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (димитрий) 9 июля 2011г. Батюшка, подскажите пожалуйста, недавно посмотрел фильм про Валентину Романову, которая пережила клиническую смерть и видела рай и ад. Как Церковь относится к подобным свидетельствам? Что это - божественное откровение или прелесть бесовская? Спаси Господи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     И в глубокой древности, и (особенно) теперь, Церковь (в лице святых отцов) призывает быть осторожными к разного рода видениям и откровениям, и ни в коем случае не стремиться к ним и не искать их. Праздное любопытство к запретным темам может стоить человеку вечной жизни.

     Мы можем только гадать о природе подобных явлений. Но одно известно точно, -  дьявол никогда не сделает чего-то такого, что способствовало бы покаянию человека, вызвало бы сокрушение о грехах, напомнило бы о смерти. Он наоборот всеми силами старается, чтобы человек навсегда забыл о покаянии и смерти. Того, чего он сам не имеет, он не может дать и другим. Ни смирения, ни кротости, ни сокрушения, ни раскаяния, ни плача по Богу, ни остальных духовных даров дьявол дать не может. Когда явление от Бога, то человек не может засомневаться, что оно не от Него, настолько все очевидно. Но дьявольские явления вызывают смущение, сомнения, страх, ужас, блудные желания и т.п.

      Поэтому нужно смотреть на результат, то есть что из этого выходит. Именно об этом говорил Христос, когда советовал смотреть на плоды дел: "По плодам их узнаете  их" (Мф.7:16,20). 

Вопрос (Светлана) 8 июля 2011г. Здравствуйте, Батюшка! У моего сына (ему 19 лет) серьёзные проблемы со здоровьем. Сейчас он находится на лечении в психиатрической клинике. Недавно узнала,что он увлёкся буддизмом, ещё до больницы, хотя крещёный. Хочет уехать в буддийский монастырь, пожить там какое-то время. А я думаю, что он это  делает наперекор своему отцу  (отец пьёт уже много лет, при этом часто церковь посещает, сын видит всё это, хотя православие совсем не отрицает). Предлагала пожить в православном монастыре. Отказывается. Не знаю как мне его уговорить не менять веру. У него полное неприятие этого мира. Говорит, что люди очень жестокие и много лицемерия. Я сама очень грешна, с мужем не венчаны. Может поэтому мой сын так страдает. Подскажите как мне убедить его приехать к Вам? 
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Убеждать нужно добрым примером своей личной жизни. А если примера нет, то слова бессмысленны. Человек уже взрослый  и разубедить его вряд ли получится. А по поводу лицемерия он прав. Если бы он с младенчества видел перед глазами искренную благочестивую жизнь своих родителей, видел бы их радость от того, что они православные, то повзрослев, отшатнулся бы от буддизма (читай - атеизма), как от проказы. Но он этого не видел. Бесценное время младенчества и юношества было упущено, и теперь он кидается на все, что привлекает его своей необычностью и таинственностью.

     Поэтому кайтесь в своих грехах и молитесь за него (раз не смогли в свое время привить ему любовь к Православию и показать его красоту). Пока дышит -  надежда не потеряна. Иеромонах Серафим (Роуз) тоже чем только ни занимался до прихода в Православие. Не теряйте надежды. Помощи вам Божией.

Вопрос (Галина) 7 июля 2011г. Здравствуйте, батюшка!  У моих знакомых такой вопрос: могут ли венчаться люди, если у них уже было 2 и 3 брака (не венчанных)? Спаси Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)     Если христиане уже состояли в трех браках, то четвертый брак недопустим.       "На второй брак Церковь смотрит неодобрительно и допускает его лишь по снисхождению к немощам человеческим. Долгое время он вообще не получал церковного благословения. Святой Никифор Исповедник († 828), патриарх Константинопольский, полагал двухлетнюю епитимию тем, кто вступал во второй брак. Но такая строгая дисциплина в этом вопросе потеряла силу уже в ХI веке. Впоследствии Церковь стала допускать благословение 2-го и даже 3-го брака. Появилось "Последование о второбрачных", сперва краткое и без возложения венцов, потом более похожее на обычное современное венчание. 
     В настоящее время "Последование о второбрачных" отличается от обычного венчания двумя покаянными молитвами. Обручение совершается, нет вопрошений о добровольном и непринужденном вступлении в брак, венцы возлагаются. 
     По чину второбрачных венчание совершается только в том случае, если и жених, и невеста вступают во второй (или третий) брак. Если же один из них вступает в брак впервые, совершается венчание по обычному чину. 
     В затруднительном положении оказываются священники, когда к ним обращаются с просьбой совершить венчание супруги, которые прожили в браке уже много лет без церковного благословения. Некоторые из подобных просителей имеют не только взрослых детей, но даже и внуков. Естественно возникает вопрос: каким же чином венчать их? Ни чин обычный, ни чин о второбрачных не подходит. Здесь уместно воспользоваться чином "благословения супругов, проживших с собою 25 или 50 лет" из Требника (Львов, 1873)" (настольная книга священнослужителя, IV том).
Вопрос (Елена) 7 июля 2011г. Здравствуйте, Батюшка! Скажите, нужно ли повторно исповедывать грех, если его больше не совершал, но после исповеди остается чувство какой-то душевной тяжести?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

    Чистосердечно раскаянный и не повторявшийся грех больше исповедывать не нужно. Нужно верить Святому Духу, Который легко прощает кающегося грешника, и дает ему возможность не стоять на месте, но идти дальше. Святые отцы действительно учат помнить этот  отрицательный опыт в своей жизни, чтобы в будущем не повторять его. Но не нужно вспоминать детали греха, чтобы сердце не почувствовало порочную греховную сладость.

     Воспоминание греха (в общих чертах, как имеющийся печальный опыт), помогает бороться с гордыней и осуждением ближних. Человек, который помнит свои грехи, никогда не превознесется над ближним и не осудит его.

     Но не нужно забывать, что все грехи (особенно смертные) имеют свои последствия. И хотя грех уже исповедан и прощен, но тяжесть этих последствий не дает человеку покоя. Этим объясняется то, что женщины уже покаявшиеся в убийстве своих нерожденных детей, все-равно продолжают говорить об этом на исповеди. Муки совести о напрасно загубленной жизни настолько сильны, что человек пытается при помощи постоянной исповеди одного и того же греха избавиться от них. Жизнь не игрушка и за некоторые ошибки человеку приходится расплачиваться очень дорого.

    Помните, что Бог наш - есть Бог кающихся и Спаситель согрешающих, а единственный непрощенный грех - это нераскаянный грех.

Вопрос (Наталья) 6 июля 2011г. Батюшка, здравствуйте. После рождения второго сына, я не могу вылечить воспаление матки.  Прошло уже шесть лет. Врачи назначат, пролечусь, а через неделю опять всё воспаляется. Травы пила какие только можно при эндометрите. Исповедовалась, причащалась. Молюсь каждый день Богу и прошу у Него прощения. Батюшка, у меня муж хороший и дети хорошие. Я очень боюсь, что моя семья развалится из-за моей болезни. Помогите. Благодарна Вам.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Насколько мне известно (могу ошибаться), лечение травами при вашей болезни не настолько эффективно, как хотелось бы. Есть более продуктивные методы. Поинтересуйтесь об этом у врачей.

     Но важнее другое. Любовь не ограничивается лишь возможностью совокупления. Это гораздо более широкое понятие и может иметь место даже без супружеской близости. Будьте мудрой, верной, любящей, женственной, умеющей выслушать, понимающей, хозяйственной и нежной женой и ваш муж и дети всегда будут вас любить. А ваша семья никогда не развалится. Помощи вам Божией.

Вопрос (Маргарита) 5 июля 2011г. Здравствуйте! Мне 46 лет, у меня подозревают онкологию. Знаю, что все по грехам. Каждый день молюсь, каюсь, причащаюсь и очень, очень сильно переживаю и боюсь. Прошу ваших молитв. Как смириться, успокоить душу? Что делать?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

      Каждый христианин знает и верит, что у Бога всё сочтено (даже волосы у нас на головах (Мф.10:30; Лк.12:7)). И Господь всегда творит с нами то, что для нас полезно, хотя часто это трудно понять и принять. Как бы это ни казалось обидно и несправедливо, но Промысел Божий нам не только не понять, но даже и пытаться понять запрещено, как это было сказано Антонию  Великому.

      Мы не можем понять дел Творца, мы можем только благоговеть перед их величием и глубиной. Об этом было сказано еще несколько тысяч лет назад: "Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых [человек] ни днем, ни ночью не знает сна, - тогда я увидел все дела Божии и [нашел], что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть [этого]" (Еккл.8:16,17).

     Но одно мы знаем точно - на выходе всегда получается оптимальный результат, поскольку Господь знает что  лучше для нас. Человек теряет в автокатастрофе любимую жену и деток. В порыве гнева он винит за случившееся всех и вся и, в первую очередь, - Бога, хотя не верит в Него: За что такое наказание, где справедливость, где Твой Промысел, если Ты вообще есть, о чем Ты думал? И, действительно, в первое время трудно разглядеть в этих событиях какой-то смысл, тем более пользу для кого-то. Но человек не знает, что его родные наследовали вечную, лучшую жизнь, а он сам (после того, как успокоился), во-первых, пришел к вере в Бога, а во-вторых, нашел себя в помощи больным в хосписе.

     Очень хорошо, что знаете, что всему виной наши грехи. Очень хорошо, что участвуете в спасительных Таинствах Церкви. Осталось сделать самую малость, - преодолеть панику и страх, и вручить себя и свою жизнь (и смерть) воле Божией. Помните церковный возглас: "сами себя и всю жизнь нашу Христу Богу предадим". Это про вас. Это про всех нас, потому что этого всем нам очень не хватает.

   Вручив себя воле Божией, человек успокаивается и обретает долгожданный покой (душевный). И это предание себя Промыслу Божию, вместе с исполнением заповедей, является самой короткой дорожкой в Царствие Небесное. Верьте Богу и ничего не бойтесь. Помощи вам Божией.

Вопрос (Ксения) 4 июля 2011г. Здравствуйте Батюшка! Очень хочу исповедаться и покаяться в грехах. Подскажите, пожалуйста, с чего нужно начать и как подготовиться к исповеди. Спасибо большое.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     К Таинству Покаяния (исповеди) может приступать только крещеный в Православной Церкви человек. Если исповедь первая в жизни (в сознательном возрасте), то грехи исповедуются с семилетнего возраста. Необходимо вспомнить свою жизнь, детство, юношество, и записать все (так как иначе все забудется из-за волнения), что было сделано против заповедей Божиих и за что укоряет совесть. Для этого можно использовать какое-нибудь пособие по исповеди (они есть во всех церковных лавках).

     Если хотите, чтобы вам уделили больше времени, то лучше приехать для исповеди в монастырь. На приходах у батюшек бывает мало времени, и они не могут себе позволить выслушивать каждого исповедника полностью.

      Главное на исповеди - это чувство собственного недостоинства, своей виновности и никакого самооправдания. Человек должен признать свою неправоту и должен хотеть исправиться, измениться. Без желания исправиться, изменить свою жизнь в соответствие с евангельскими истинами, покаяние не состоится. Будет соблюдено только внешнее подобие таинства. Исповедь превратится в простой отчет перед священником в проделанной греховной работе. Помощи вам Божией. 

Вопрос (Надежда) 3 июля 2011г. Батюшка, здравствуйте! Подскажите, при чтении дома утреннего и вечернего правила обязательно покрывать голову платком?
  Если испортилась просфора, это что - то значит? СПАСИ ГОСПОДИ!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Апостол Павел говорит, что любая МОЛЯЩАЯСЯ женщина должна покрывать свою голову (1Кор.11 глава). А всякая жена молящаяся или пророчествующая с открытой головой - постыжает свою голову. При этом он не уточняет - в храме или дома. Надо полагать, в обоих случаях.

     Испорченная просфора говорит о том, что человеком не были соблюдены правила хранения просфор, результатом чего и явилось порча святыни. То есть испорченная просфора - это признак халатности и небрежного отношения ее владельца. Никаких мистико-паранормальных знаков в этом искать не следует.

     Чтобы избежать этого в будущем, нужно, во-первых, покаяться в том, что уже было сделано (халатность и небрежное отношение к святыне). Во-вторых, в следующий раз брать просфор ровно столько, сколько вам необходимо до следующей раздачи просфор. И нарезать на столько частей, сколько раз вы ее будете принимать натощак. И в-третьих, хранить в тряпочном мешочке, а не полиэтиленовом.

Вопрос (Юлия) 2 июля 2011г. Батюшка! Господь сказал: "Ищите и обрящите, стучите и откроют вам, все, что ни попросите с верою-дам Вам". Вот уже два года я, моя мама и детки молимся за мужа. Он ушел из семьи и открыто живет с другой, со мной пока не разводится, мы венчаны. Пока жили вместе-были, конечно, радости, но было и очень много всяких скорбей. Как только от нас ушел, сразу все у него в жизни в гору пошло, денег очень много стал зарабатывать, появилась власть... Мне сказал, что вот только жить начал, и девушка эта вдохновляет его и дает энергию, а после общения со мной у него "ноги ватные". А мы с детьми продолжаем молиться и надеяться на его вразумление. Мне очень часто Господь в жизни помогал, излечивал от тяжких болезней, а здесь как-будто молчит. И я часто отчаиваюсь. Я его несмотря на все люблю и  надеюсь на его спасение. Встречали ли Вы примеры, чтобы Господь по молитве жены и детей вразумил бы заблудшего мужа?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Супружеская измена - дело постыдное. В Ветхом Завете за это предписывалось предавать смерти (Втор.22гл.). К сожалению, в наше либеральное время - время "альтернативной" и "свободной любви" понятия о добре и зле, о норме, о границах дозволенного извратились до невозможности. Кинематограф и разного рода печатные СМИ постоянно навязывают человечеству мысль о том, что  легкое увлечение, небольшой "роман" во время отсутствия мужа - это нормально, это норма, а беззаветная преданность одной женщине, это неприличный рудимент достойный смеха. То, что в сознании народа всегда было свято - сейчас высмеивается, а гнусности, за которые всенародно предавали смерти - выставляются как доблесть, как пример для подражания. Дожили!

     Примечателен в этом контексте эпизод из жизни святой княгини Февронии. Однажды во время плавания по реке на судне, один вельможа прельстился красотой благоверной княгини и сладострастно смотрел на нее. Святая поняла это и велела ему попробовать воды, зачерпнув рукой с одной и другой стороны судна. Когда тот выполнил ее волю, она спросила: «Находишь ли разность между той и другой водой?» «Никакой», - отвечал вельможа. Святая Феврония  тогда сказала: «Точно так одинаково естество женское; напрасно ты, оставляя свою жену, думаешь о чужой». К сожалению, современные мужья не хотят знать этой простой истины и выбирают путь греха и предательства.

     По Канонам Церкви ваш муж должен подлежать каноническим прещениям, а вы имеете право развестись с ним. Но Церковь всегда была за сохранение семьи и возможность примирения и прощения всегда рассматривала, как лучший вариант в этой сложной проблеме.

      Как бы там ни было эту проблему нужно решать, а не пускать на самотек. И вам (обоим) необходимо определиться. Поставьте вопрос "ребром": либо ты с той, либо со мной. Иначе как бы ваше "терпение" этой ситуации не превратилось в попустительство, то есть, как будто вас все это устраивает. Можно сказать точно, что Господа Бога такое положение в вашей семье совсем не устраивает. И независимо от того, были примеры вразумления заблудших мужей по молитве жен или нет, молитва лишней не бывает, а здесь даже крайне необходима.

      Поэтому не теряйте надежды и не отчаивайтесь. Но и "мусульманского" варианта семьи (муж при двух женах) не допускайте. Да умудрит вас Господь.

Вопрос (Елена) 2 июля 2011г. Извините пожалуйста, что беспокою. Но я не знаю у кого мне ещё спросить. Меня преследует страх смерти, хотя вроде со мной всё хорошо. Может мне обратиться к доктору, но я хочу услышать ваше мнение. С чем это может быть связано? Предчувствие? Может я схожу с ума? Помолитесь за меня пожалуйста, мне очень страшно. Спасибо за внимание, извините если трачу ваше время зря.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

      Действительно, смерть и воспоминания о ней имеют самое непосредственное отношение к христианской аскетике. Все святые имели "память смертную", то есть намеренно поставляли себя на пороге смерти со всеми вытекающими. Размышления о смерти очень помогают преодолеть излишнюю привязанность к этому миру. Человек, который знает, что со дня на день оставит этот мир, имеет совсем другое отношение к его благам и соблазнам. Еще в Ветхом Завете премудрый говорил: "Во всех делах твоих помни о конце твоем и вовек не согрешишь" (Сирах.7:39).

      Страх - это вообще нормальная реакция на внешние раздражители или опасности, которая во многом полезна (так же, как и боль).  Но безотчетный, парализующий страх, постоянный и навязчивый - это уже не добродетель и не обычный страх. Это уже фобия, которую нужно лечить. Психологи говорят, что в основе страха лежит ожидание неизвестности. Апостол Павел стремился к разлучению с телом, так как знал, что потом он встретится со Христом. И все добродетельно живущие христиане не боятся смерти, так как знают что будет потом. Смерти боятся атеисты и безбожники, а также все, кого обличает совесть в каких-то преступлениях.     Священное Писание говорит, что "Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка" (Прем. Сол.17:11). То есть должна быть какая-то разумная причина явлению или событию. А когда разум не находит ее, то приходит страх.

     Вам нужно исповедаться (исповедоваться) и причаститься (причащаться). Можно также обратиться за помощью к верующему психологу, который может помочь в решении вашей проблемы.

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.