Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Марина) 21 июля 2011г. Здравствуйте! Я родилась в этнически мусульманской семье, но Православие мне ближе по духу. Могу ли я, или точнее, имею ли я право посетить ваш храм? Моя мама хочет приехать в ваш храм со своим братом инвалидом-спинальником?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

    Раньше отношение к присутствию нехристиан на христианском богослужении было более строгим. На Божественной литургии некрещеным (неверным) присутствовать запрещалось. До Литургии верных (то есть до возгласа "оглашении изыдите") могли присутствовать оглашенные, то есть не крещенные, но поучающиеся в христианском учении с намерением принять крещение. Но с наступлением Литургии верных даже оглашенные должны были покинуть храм.

    Сейчас все эти возгласы и нормы остались, их никто не отменял. Но дело в том, что контролировать присутствие нехристиан (мусульман) на христианской службе никто не сможет, это слишком сложно, не будешь же у каждого входящего в храм спрашивать о его вероисповедании.

    Просто зайти в христианский храм во внебогослужебное время мусульманину никто не запрещает. Он также может присутствовать на молебнах, панихидах, вечернем богослужении (естественно, без участия в полиелее). Может присутствовать и на Литургии оглашенных, но с Литургии верных ему лучше уйти. Повторюсь, древние нормы никто не отменял, и непостижимое по своему существу Таинство Евхаристии может быть доступно (даже просто визуально) только членам Православной Церкви. Знаю случай, когда один мусульманский мальчик по незнанию вместе с христианами причастился Святых Христовых Тайн. Его потом внутри жгло, как бы огнем. Да и с мусульманской точки зрения участвовать в церемониях, в которых возносят молитвы к святым (то есть людям), а вокруг изображения людей - непозволительно.

    Не удивительно, что христианство вам ближе по духу. Христианство ближе по духу всем людям, так как это Откровение Божие, принесенное на землю Сыном Божиим, Который для того и пришел в мир, умер на Кресте и воскрес, чтобы даровать всем верующим в Него вечную жизнь с Богом. Помощи вам Божией.

Вопрос (Екатерина) 21 июля 2011г. Благословите Батюшка! Мне 26 лет, и я всем сердцем полюбила человека которому 50 лет. Как относится Церковь к такой разнице в возрасте?  Он мой преподаватель и научный руководитель. Я учусь на заочном и он прилетает в наш город раз в полгода на сессию. Два года я не открывала своих чувств. В этом году я заканчиваю, и так случилось что представился случай и раскрыла ему свои чувства, он ответил мне взаимностью. Сейчас он улетел и прилетит через полгода, будем защищать диплом, а потом я полечу уже в их город поступать в аспирантуру на дневное и надеюсь останусь там жить. Я читала много духовной литературы о браке, о созидании семьи, и я может быть впервые в жизни готова быть женой во всех смыслах этого слова, женой во славу Господа и на благо своему мужу и, если даст Бог, детям. Но я в смятении - от Бога ли это? Смогу ли я смириться с волей Божьей если лишусь всего этого  счастья. Я очень надеюсь что это Божий промысел о мне грешной. Ведь Бог есть любовь, и Он хочет, чтоб я была счастлива, а я сейчас счастлива.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

    Промысел это Божий или нет - неизвестно. Разница в 24 года не совсем стандартна, но не является препятствием к созданию семьи. Хотя на основании Указа Святейшего Синода от 20.02.1860г. большая разница в возрасте (какая - не оговаривается) и считается препятствие к браку, но сказано, что при непреклонном желании мужчины и женщины отказывать им в венчании не разрешается.

   Важно другое. Нужно хорошенько все взвесить и проанализировать чисто по-человечески. Нормальная любовь спокойна, степенна, постоянна, а страсть молниеносна, порывиста, кратковременна. Вспыхнув, она какое-то время волнует сердце, но вскоре остывает. Беспристрастно посмотрите в будущее. Через двадцать лет, когда вам будет около 45, вы еще можете быть привлекательной женщиной, но ваш муж уже будет семидесятилетним старцем. Вы уверенны, что в то время вы не полюбите другого красивого, пятидесятилетнего мужчину, который тоже ответит вам взаимностью и который теперь уже будет по возрасту вам? Соблазн будет очень велик.

    Что касается возрастных ограничений, то Церковь оговаривает только нижнюю (15 лет для мальчиков и 13 лет для девочек) и верхнюю (60 лет для вдов и 70 лет для вдовцов) (Церковное право. Прот.Владислав Цыпин) границы для вступления в брак, но не устанавливает возрастной разницы между мужем и женой.

    Поэтому молитесь Богу о вразумлении. Думаю, полгода вам на это хватит. Помогай Господь.

Вопрос (Домна) 20 июля 2011г.

Добрый час, батюшка. Долги бывают разные. Часто мы предполагаем под долгами, долги материальные. Вопросы: Бывают ли другие виды долгов и какие? Есть ли духовные долги? Если есть, то какие виды и их последствия? Есть ли молитвенные долги (обещал, а не молился или многих просишь помолиться, а сам молился о немногих)? 

Когда становиться известным воля Божья об опасности или смерти человека:
Господь допускает узнать Свою волю, т.к. есть возможность изменить ситуацию близким? Если да, то каким образом? Если нет, то для чего дается узнать близким людям о будущем родственника? Часто мы узнаем о предупреждении после свершившегося факта и начинаем рассуждать, что можно БЫЛО сделать. Как быть если предчувствие не покидает меня, а только подтверждается (например предупреждением старца). Как можно изменить ситуацию и какие могут быть последствия. Я предполагаю, раз Господь дает такую возможность знать об этом значит и время есть для изменения ситуации. И как это можно сделать?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Действительно, кроме материальных, бывают еще и духовные долги. Например, духовник нигде не подписывался молиться за своих духовных чад, поскольку и самого "чина" становления их духовным отцом не существует. Это очень тонкий психологический момент границы которого достаточно размыты и не подлежат фиксации. Когда незнакомый священник становится знакомым, а знакомый становится близким, а близкий становится духовным отцом? Кто может сказать, что закончилась одна фаза и началась другая?

      Но чувство духовной ответственности и отцовского долга побуждают его молиться за них. Тоже самое касается и плотского родства. Бывают и совсем непонятные случаи, когда кто-то вдруг решается молиться совсем за незнакомого человека, которого никогда в жизни не видел и через какое-то время считает, что это его долг.

      Есть духовные долги у священников, родителей, начальников, правителей, которые вытекают из заповедей  Божьих, государственных законов и обязанностей. Можно предположить, что основными причинами подобных явлений являются: любовь, чувство ответственности и долга, а также привязанность и откровенная страсть, когда девушка молится за понравившегося ей священника, например.

     Если точно известно, что человек кому-то должен и не отдаёт положенного, то результатом будет уголовное или административное преследование (если закон писан), либо сомнение и угрызение совести (если закон не писан). А всё, что не по вере, как говорит апостол Павел, - грех (Рим.14:23).

      Но бывает, что человек надумывает, что должен кому-то, например, молиться. Можно просить за себя молитв, но это не значит, что и ты должен постоянно молиться за этих людей. Здесь мы плавно переходим к духовной рассудительности. Кажется преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк говорят, что если кто-то попросил тебя помолиться за него, то тут же вознеси Богу молитву о нем и испроси ему прощения грехов и спасения и этим ограничься. Не нужно возлагать на себя каких-то пожизненных молитвенных правил о этом человеке. И больной человек может возомнить, что должен всему миру молитвой за него, или за самоубийц, или за демонов. Такие "должники" часто заканчивают психушкой.

    Подвести итог можно словами апостола Павла: "Не оставайтесь  должными никому ничем, кроме  взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Рим.13:8). Итак, по апостолу Павлу, свобода от ЛЮБЫХ долгов (никому ничем) должна быть предпочитаема долговой зависимости.
     Если Господь приоткрывает кому-то Свою волю, и это связано с помощью людям, значит надо помочь. Если же помочь уже нельзя, значит помогать не надо, но нужно вынести урок для будущего аналогичного случая.

     Вообще, людей, которым от Бога открывались будущие судьбы народов и отдельных людей, мы называем - пророками. Эта категория святых осталась в Ветхом Завете. В наше время истинных пророков и чудотворцев не найти. Они есть, но благоразумно скрыли себя. Это сказано к тому, что точно ли нам открыта Божья воля? Воля Божья открывается только при полной чистоте сердца, когда человек, по слову Игнатия Брянчанинова, различает вещи невидимые четче и яснее, нежели мы различаем предметы видимые. А браться разбирать природу "предчувствий" мы не дерзаем.

Вопрос (Анна) 20 июля 2011г. Доброго времени суток, батюшка! У меня сложный вопрос. Как найти истину, найти себя, найти Творца. Читаю разные книги, но вопросов меньше не становится. Я чувствую, что мне это необходимо. Не понимаю зачем, в моем окружении нет особо верующих, никто не оказывал на меня влияния. Мне нужно узнать. Помогите, посоветуйте.
Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

   Творец ищется не в книгах, а в своем сердце, которое очистившись через добродетели, становится храмом Пресвятой Троицы, "ибо Царствие  Божие внутрь вас есть" (Лк.17:21). Истина, Которую вы хотите найти, - есть Сын Божий Иисус Христос: "Я есть путь, истина  и жизнь, - сказал Он, -  никто не приходит к Отцу, как только  через Меня" (Ин.14:6). Все пути к истине, к Богу и к спасению всегда будут проходить только через Иисуса Христа и Евангелие (т.е. заповеди). Поэтому живите добродетельно и однажды встретитесь с Богом. Книги помогают человеку на этом пути, но главное, что необходимо, - это молитва, живая связь с Богом.

    Стремление человеческой души к Богу - это ее естественное желание, ведь дух человека есть дыхание Божие. Откуда он вышел, туда же опять и стремится (часто непроизвольно и неосознанно). Ведь человек принадлежит к двум мирам: по телу - к миру видимому, по душе - к духовному. Поэтому и не находит человеческий дух покоя, пока не соединится со своим Первоисточником. Святая Варвара познала Творца совершенно без человеческой помощи, просто глядя на красоту тварного мира. Важно не дать остыть этому огоньку и не увязнуть в толще житейской суеты. Помоги вам Бог.

Вопрос (Георгий) 20 июля 2011г. Здравствуйте! Каждому из нас на небесах назначена своя половина. Как не ошибиться и выбрать то, что назначено тебе Господом?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Перед любым делом необходимо молиться, чтобы Господь указал Свою волю. Это может показаться банально: вот священники постоянно твердят надо молиться, надо молиться, сказали бы что-нибудь конкретное (практичное). Но дело в том, что это очень важно. Молитва Богу - это непоколебимый фундамент начинаемого дела, это путеводная звезда и прямая тропинка к намеченной цели. Следуя этой тропой человек избегнет множества искушений и препятствий, с которыми сталкиваются все надеющиеся только на себя, друзей, связи и исключающие Бога из своих помощников. Преподобный Силуан Афонский говорит, что всякий, кто с верой помолится о вразумлении, - получает ответ. Это строго, как 2х2=4. Господу угодно создание семьи, и Он с радостью откликается на молитвы людей, пытающихся создать семью. Он дает сердечное уверение, что выбор правильный. Однако страхи все равно могут быть.

     Но это только одна половина дела. Вторая не менее важная, - это знание законов семейной жизни. Вы спрашиваете, как не ошибиться? Но дело даже не в том, чтобы "угадать" и ткнув пальцем в небо, выбрать ту единственную, одну из 6,5 миллиардов людей, которая "назначена" тебе на небесах. Раньше за детей вообще выбирали родители, и браки все равно были счастливы. Значит дело не в твоем выборе, а в том, что люди знали, как сохранить счастье и любовь в семье. Они знали законы счастливой семейной жизни: терпение, самопожертвование, поддержка, умение понять, выслушать, и, конечно, Христос, как основа и центр семьи.

     Поэтому читайте книги о семье, приобретайте эти теоретические знания, которые, даст Бог, когда-нибудь воплотите в жизнь. Работайте над собой: искореняйте эгоизм, научитесь слушать и понимать, быть нежным, любящим и, что очень важно, ОТВЕТСТВЕННЫМ мужем и отцом. И помните, что главное в семье - это мир, и единодушие. Как часто этот драгоценный мир рушится из-за мелочей: разбросанных тапочек, мокрого полотенца брошенного на кровать, не помытой чашки из-под кофе, отсутствия времени побыть с семьей из-за занятости на работе, из-за тюбика зубной пасты, из-за волос в расческе, невыброшенного мусора и т.д. Заранее научитесь закрывать глаза на мелочи и сохраните самое главное - мир и единодушие. Помощи вам Божией.

Вопрос (Надежда) 19 июля 2011г.

     Здравствуйте, Батюшка! В феврале этого года я потеряла маму р.б.Ольгу,ей на днях исполнилось 90 лет и своего духовного отца игумена Виталия. Я постоянно за них молюсь. Как вновь обрести духовного отца? Прошу Господа, чтобы мне послал его, но бывая в храмах, не могу открыться полностью, как умершему батюшке.

Мы с мужем прожили 35 лет, не венчаны и дети женаты и тоже не венчаны. Муж говорит, что не готов к этому. Сколько ж нужно прожить еще в браке, чтобы придти к согласию и стоит ли с ним венчаться?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Родственная (духовная) связь между духовником и его чадом является результатом общения, которое должно продлиться какое-то время. Поэтому  не удивительно, что не можете полностью открыться другому священнику. Не можете - не открывайтесь, ограничивайтесь пока одной исповедью. Со временем может быть найдете священника, которому сможете открыться, и который вас поймет. Не нужно торопиться с этим выбором. А духовный совет вы всегда можете спросить у любого священника.

     Вопросы венчания - желания или нежелания совершать это Таинство, - должны обсуждаться молодыми еще до заключения брака, когда выбор человека уже сделан, но еще не расписались. И отказ молодого человека проходить Таинство венчания должен насторожить благочестивую девушку, которая осознает в нем (Таинстве) необходимость. Тогда совершение Таинства венчания может выступать, как условие с ее стороны при заключении брака, поскольку Церковные нормы для христиан должны стоять выше личных чувств.

     В Настольной книге священнослужителя есть указание на то, что над людьми прожившими в невенчанном браке много лет, может быть совершен чин "благословения супругов, проживших с собою 25 или 50 лет" из Требника (Львов. 1873 года).     

Вопрос (Елена) 18 июля 2011г. Здравствуйте, Батюшка! Мы с мужем хотим усыновить ребеночка, но я очень боюсь сплетен соседей. Мне не хочется, чтоб на ребенка тыкали пальцем и задавали много вопросов. Я думаю об имитации беременности или этого не стоит делать. Я не знаю как мне поступить?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Полный список симптомов беременности достаточно обширен, но почти все эти признаки бывают скрыты (или можно скрыть), кроме одного - появление живота. Если я правильно понял, то, что вы называете имитацией беременности - это значит прятать подушку под кофтой? Неужели вы сможете претворяться беременной целых 9 (ну, или 6) месяцев? Ведь это так долго и трудно. А если что-то не получится? При очередном неловком движении на улице (например, вы споткнулись, от этого никто не застрахован) подушка выпадет у всех на виду. Вы можете представить какой тогда будет конфуз? А схватки вы тоже будете имитировать? И "скорую" вызовите по-настоящему? Но когда врачи достанут у вас подушку и вы им объясните, что это просто конспирация от соседей, то правильно ли они вас поймут? Или может у вас есть знакомые врачи, которые подыграют вам?

      Поверьте, если ваши соседи так склонны к осуждению, то такие люди всегда будут "тыкать" в кто-то пальцем и перебирать его кости. Они всегда найдут "козла отпущения" для того, чтобы была тема для разговора. И не важно чей это будет ребенок, и не важно приемный он или свой. Даже если бы вы родили своего, неужели вы думаете, что он только поэтому выпадет из поля их зрения? Ничего подобного.

      Проблема многих людей в том, что они очень болезненно относятся к мнению посторонних: что подумают, что скажут, не высмеют ли? От этого рождается грех человекоугодия и лицемерия, когда человек, боясь подобных надуманных вещей, начинает подстраиваться под это дурное общество, лишь бы соответствовать его вкусам и мнению.

     Ваша идея с "подушкой" не напоминает ли это "подстраивание" с целью угодить им? Если вы возмутитесь и скажете: Нет!, тогда чего вы боитесь?

     Федор Достоевский сказал: "Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели". В некоторой степени эту метафору можно применить и к вам (и вообще к христианам) Нам не важно, что о нас думают люди, нам важно, что о нас подумает Господь Бог. И угождаем мы не людям, а Богу. Апостол Павел сказал: "Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым" (Гал.1:10).

Вопрос (Екатерина) 18 июля 2011г. Здравствуйте батюшка. У меня вот такой вопрос, является грех рукоблудия смертным и отлучают ли за него от Церкви или нет?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Любой грех есть удаление от Бога и выход из Церкви. Именно поэтому в Таинстве покаяния, в одной из молитв, священник произносит такие слова: "...примири и соедини его Святей Твоей Церкви...", то есть просит Бога опять принять кающегося в церковное лоно, от которого он отпал совершив грех.

     Грех рукоблудия конечно является смертным грехом. По правилу Иоанна Постника, Церковь устанавливает совершившему этот грех  сухоядение (то есть, запрет на вареную пищу и масло) и до 100 поклонов в день в течение 40 дней. Те же, кто не могут вынести сухоядение, отлучаются от причастия на один год и каждый день кладут по 50 поклонов. Взаимное рукоблудие наказывается вдвое.

    В настоящее время вряд ли священник будет использовать нормы, характерные для древней Церкви. Но он может дать какую-нибудь епитимию по своему усмотрению, ограничившись, например, несколькими неделями отлучения от причастия. Но может и не давать, считая, что самого факта покаяния, стыда и угрызений совести  для человека вполне достаточно.

     Как бы там ни было, но с этим грехом необходимо бороться, поскольку, по слову апостола Павла "...малакии Царства Божия не наследуют" (1Кор.6:9).

Вопрос (Андрей) 18 июля 2011г. Здравствуйте, батюшка!
Действительно ли преп. Пафнутий Боровский видел в аду князя Витовта из-за латинской веры?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Если быть более точным, то это не преподобный Пафнутий видел в аду короля Витовта, а некая инокиня. А отец Пафнутий рассказывал ученикам то, что услышал от нее. В житии говорится, что она однажды умерла и снова ожила. На том свете ей были показаны различные места, как райские, так и адские. В раю она видела великого князя Ивана Даниловича Московского, называемого Калитою, который был спасен за свое милосердие к нуждающимся.

      Будучи в аду, она увидела литовского короля Витовта объятого пламенем. Вот как повествует об этом само Житие. "Увидела там человека, объятого огнем, известного и прославленного здесь на земле, латинского вероисповедания по имени король Витовт (Витовт Витаутас (1350-1430), сын Кейстута, великий князь Литовский. В 1404 г. захватил Смоленск. Трижды (1406-1408) вторгался в пределы Московского княжества), и страшного мурина, который стоял и вынимал руками из огня золотые монеты и бросал их ему в рот, говоря: «Насыться, окаянный!».

    Судя по повествованию король страдал не за латинство, а скорее за корысть и сребролюбие. А может за то и другое, кто знает?

Вопрос (Екатерина) 18 июля 2011г. Батюшка благословите.. У меня такой вопрос, могут ли троюродные брат и сестра пожениться? Спаси Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     В древней Церкви браки между троюродными братом и сестрой не дозволялись. Например, Эклог императоров Льва Исавра и Константина Копронима содержал запрет на заключение браков между троюродными братьями и сестрами (6 степень бокового родства). А Константинопольский Собор 1168 года, бывший при императоре Луке Хрисоверге, повелевал расторгать браки даже до 7-ой степени включительно.

     Но что касается России, то хотя у нас эти древние нормы и признавались законными, но не соблюдались строго. Безусловно запрещались и подлежали расторжению браки до 4-ой степени бокового кровного родства (двоюродные брат и сестра). Но что касается троюродных родственников (6 степень), то такие браки не только не расторгались, но даже могли быть заключаемы по благословению епархиального архиерея.

    "Подобная практика сохраняется в Церкви и ныне. Браки между кровными родственниками до четвертой степени включительно безусловно недопустимы и никаким образом не могут быть санкционированы Церковью. Брак между лицами, связанными пятой, шестой или седьмой степенями кровного родства, может быть дозволен епископом, а заключенный без епископского благословения, он, хотя и признается предосудительным и навлекающим прещения на вступивших в него и на священника, повенчавшего этих лиц, однако не подлежит расторжению и, таким образом, признается действительным" (Церковное право. Прот.Владислав Цыпин).

     Поэтому людям (дальним родственникам), хотящим вступить в подобный брак, необходимо заручиться благословением епархиального архиерея, что даст вам разрешение на венчание такого брака.

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.