Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (дмитрий) 23 ноября 2012г. Что такое религия?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церкви, религиозные общины) (Википедия).
Вопрос (Татьяна) 5 ноября 2012г. Любовь долготерпит, верит, все прощает. А трезвый разум говорит - "нельзя ему верить, ведь он предал тебя, и сейчас просто ищет себе теплое место, но он тебя не любит." Вот и борются эти мысли, выбивают из колеи. Вот как тут, отец Роман, устранить причину, подскажите довесок в пользу разума?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

О необходимости участия разума в нашей жизни говорит нам Священное Писание: "Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим" (Притч.14:15);

 "Если враг говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его" (Притч.26:25);

 "Не будь неразумным ни в большом, ни в малом" (Сирах.5:18);

 "Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему... Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими" (Сирах.6:7,13);

 "Не всякого человека вводи в дом твой, ибо много козней у коварного" (Сирах.11:29);

 "Не верь врагу твоему вовек... хотя бы он смирился и ходил согнувшись, будь внимателен душою твоею и остерегайся его" (Сирах12:11);

 "Кто скоро доверяет, тот легкомыслен" (Сирах.19:4).

  Видите, не только сердцу нужно верить, но и разум подключать.

Вопрос (Илья) 24 октября 2012г. Батюшка здравствуйте, простите еще раз за вопрос. Есть профессор Алексей Ильич, в целом к нему отношусь положительно за его труды и за жизнь, но вот лекции его не слушал никогда (очень мало, ответы на некоторые вопросы или его мнение на некоторые вещи или людей), просто не по сердцу. Кому-то они помогли из моих знакомых. Вопрос в том, что бракует он много чего, что может душе помочь, скажем книги или батюшек, но это на мой взгляд. Мне больше по душе монашествующие. И вот когда рекомендую близким что нибудь почитать\посмотреть, то часто всплывает что профессор уже высказал свое мнение по отношению того или иного батюшки. И у человека уже много сомнений закладывается в душу ненужных. Я человек маленький, как тут умудриться, как тут быть?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Нужно уметь отличать общецерковное мнение от частного. Церковное мнение мы несомненно принимаем, а вот частное богословское принимать не обязаны. Например, блаженный Августин заблуждался относительно спасения одной благодатью, отрицая (или сводя до минимума) участие человеческой воли. Церковь именует Августина святым, но его неверное учение неприемлет. И некоторые святые отцы были несогласны между собой в некоторых вопросах.

    Критика в чей-то адрес еще не повод вовсе отказаться от этих лекций или трудов. Нужно уметь разбираться не только в сочинениях, но и в их критике. Если она разумная и аргументированная (но не "подтянутая за уши"), то можно ее и принять. Бывает так, что и критика какого-то произведения правильная, но и произведение допустимое. Например, профессор А.Осипов критикует "Откровенные рассказы странника" и приводит правильную аргументацию, основанную на творениях святителя Игнатия Брянчанинова. Но я лично (и не только я) не считаю "Откровенные рассказы странника" чем-то опасным и недопустимым. Нужно постоянно "вариться" в святоотеческом духе, чтобы уметь разбираться и сортировать материалы. Опыт нужен. Мудрость приходит с опытом. Если вам не по душе творения профессора А.Осипова, то и не читайте (слушайте) его. Изучайте то, что вам ближе.

Вопрос (Оксана) 24 мая 2012г. Здравствуйте, отец Роман! Я никак не могу разобраться в одном вопросе: вот пить, курить, гулять - это грех. Не говоря уже об абортах. Я не курю и никогда не пробовала, не пью и никогда не гуляла. Мой муж был первым моим мужчиной. Аборты не делала. Я выходила замуж не беременной как сейчас это "принято". Вот так случилось, что я не могу родить ребенка. Тогда почему если многие мои знакомые девушки пьют, курят и гуляют, а многие сделали уже не один аборт, они даже не знают, что такое церковь, кто такой Бог и несмотря на грехи им удается родить, но ведь они уже делали аборт, а ведь это смертный грех? Вот мне непонятно почему совершив такой страшный грех, они даже не думают в нем раскаиваться, а Бог дает им возможность родить? Как тогда надо жить?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Писание говорит: "Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его" (Сирах.9:14). Не нужно думать, что если у них есть дети даже после абортов, то и мне можно было бы жить также. Конец - делу венец. Дети-то есть, а будет ли вечная жизнь? Вот что важно. Не дети спасают, а предание себя воле Божией и безропотное несение своего жизненного креста. Вы как-будто сожалеете, что воздерживались и избегали грехов. Не нужно. Ваше благочестие не забыто перед Богом. Равно, как и грехи ваших знакомых. Не завидуйте благоденствию грешников. Господь долготерпелив и не скоро наказывает. Он ждет покаяния грешника. Может потому и благоденствуют грешники, что будут лишены всякого утешения на том свете. Может потому и дал им порадоваться Господь хотя бы здесь на земле, поутешаться детьми и семьями, потому что по своей вине не познают они радости на Небе. Живите благочестиво и никогда не пожалеете. А если жалеете, то значит слабеет ваше благочестие. А ровняться на пьющих, курящих и гуляющих детоубийц - есть верх безумия. Не сожалейте о добре, сожалейте о грехе.
Вопрос (ирина) 22 мая 2012г. Христос Воскресе, батюшка! Благодать Святого Духа посылается на человека через священника. А величина этой благодати от кого зависит - от человека, который принимает ее или от священника, который ее дает или она величина постоянная, но уходящая? Быть в Духе - это всегда быть в благодати или с благодатью? Ведь иногда говорят "был не в духе". Спаси Господи Вас за внимание к моему вопросу.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Если вспомнить слова апостола Петра: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1Пет.5:5), то становится понятно, что приход благодати зависит от Бога и нашего волеизъявления. Чем более человек смиряется, тем более и благодати получает и наоборот. Иногда Господь дает благодать и без просьб человеческих (т.н. предваряющая благодать), исключительно по Своей промыслительной милости, чтобы возбудить в человеке желание к духовному труду и показать то, ради чего стоит потрудиться.

    "Быть в духе" для святых - это значит быть в состоянии некоего духовного восхищения (экстаза), когда полностью отрешаешься от земных пристрастий и созерцаешь Божественные тайны. Именно в таком состоянии пророки и апостолы получали Божественные откровения.

Вопрос (ирина) 20 мая 2012г. Христос Воскресе, батюшка! Дух Святой и благодать - это одно и тоже?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Нет. Святой Дух - это одна из ипостасей Бога, то есть - Бог. А благодать - это Божие действие в мире (в человеке), Его нетварные энергии. Благодать нетварна, то есть существует вечно, как и Господь, но не является Богом (личностью).
Вопрос (Катерина) 24 апреля 2012г. Здравствуйте о. Роман! Христос Воскресе! Регулярно читаю ваши ответы и один из них не дает мне покоя. Ответ был Инне от 22.04.12... У меня вопрос... получается, что для Бога человеческая воля и свобода дороже человеческой жизни в данный, конкретный момент времени? То есть, человеческий свободный выбор стоит выше человеческой жизни даже если выбор делается в сторону зла и результатом выбора будет страдание или смерть человека, иногда даже невинного? Ведь можно же предотвратить зло двойного размера - страдание человека и наказание согрешившего в будущем одним вмешательством Бога в события. Я верю в Бога, я просто знаю, что Он есть, Его присутствие, промысел, силу переживаю в своей жизни очень часто, но есть детали, которые мне трудно понять и которые не дают покоя. Помогите разобраться.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Да, так и есть. Свободная воля человека неприкасаема. Вы читаете Евангелие? Помните историю с предательством Иуды? Господь его предупредил "горе человеку тому, которым Сын человеческий предастся, лучше было бы ему не родиться". Какое страшное предупреждение. Но Иуда пренебрегает им. И что делает Господь, останавливает его, вмешивается в естественный ход истории или давит на его свободную волю? Ни одно, ни другое, ни третье. Он говорит ему: "Что делаешь, делай скорее" (Ин.13:27), то есть фактически отправляет его на предательство, да еще и поторапливает его. Но ведь Он торопит его на самое страшное предательство в истории человечества. Так и есть. Но это Господь делает потому, что увидел абсолютную неспособность Иуды измениться. Не раз Спаситель взывал к совести Иуды: и даром чудес наделял, и делал его свидетелем Своих чудес, и ноги ему умыл, но не смог достучаться до него. Наконец, Господь оставляет его творить свою волю и не вмешивается в это, потому что уважает нас, как личности.

    Он настолько уважает наш выбор, что не останавливает нас даже перед ошибкой. Он конечно может создать некоторые неудобства, которые воспрепятствовали бы исполнению нашего желания. Ангел Хранитель будет неустанно взывать к нам, что выражается в смущениях совести. Но если человек пренебрежет всем этим, он оставляется Богом творить свою волю, естественно, со всеми последствиями. А если вы думаете, что Ангел Хранитель должен являться к каждому, кто засовывает голову в петлю и убеждать его не делать этого, то в чем будет тогда проявляться наша свободная воля в этой жизни, только лишь в хороших поступках что ли? Нет, это будет уже не тот мир, который мы знаем. Богу не нужно такое наше "запрограммированное" добро. Чтобы не страдать не Бог должен нас останавливать и влиять на наш выбор, а человек не должен был преступить Его заповедь в раю. Но когда преступил, породил боль и страдания в этом мире и Бог не виноват в этом. Конечно Господь каким-то образом, говоря по-человечески, скорбит (если так можно сказать про абсолютно бесстрастного Бога) видя, что мы не оправдали Его надежд и во множестве идем в ад. Но при этом человек сам своими действиями определяет свой выбор и вечную участь и Господь уважает этот выбор, даже если это приводит к смерти. Это трудно понять (как и многое в этой жизни), но нам дано достаточно вполне понятных вещей, которых достаточно для спасения. А в Царстве Небесном уже не будет вопросов.

    Не забывайте притчу Христову о плевелах и том решении, которое изрек Господь: "Оставьте расти вместе и пшеницу, и плевелы до жатвы" (Мф.13:30). Вот и растут сейчас на земле вместе и пшеница, и плевелы, то есть всякого рода зло. А иначе зла просто не будет в этом мире, так как Бог просто не даст ему совершиться, постоянно вмешиваясь в обычный порядок вещей и по-Своему влияя на наш свободный выбор. Но Господь говорит: "Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще и святой да освящается еще" (Откр.22:11). Потому что этот мир - есть место самореализации, любой самореализации и порочной, и благочестивой. А во время жатвы каждый пожнет то, что посеял в этой жизни и ответит за загубленные души. 

Вопрос (отрок Даниил) 16 апреля 2012г. Добрый день. Батюшка, у меня появился такой вопрос - как Ной смог спасти белых медведей, если они не обитают на Ближнем Востоке? Или они уже после потопа появились на земле?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Действительно, сейчас белые медведи живут в приполярных областях земного шара, но кто знает где они жили несколько тысяч назад? Кто знает каким был климат на планете до всемирного потопа, который сильно изменил и климат земли, и ее географию? Вполне возможно, что их ареал (среда обитания) был иным. Медведи ведь могут совершать длительные переходы по суше, заходя в отдаленные места.

   Но главное, что нужно помнить, это то, что животные пришли к Ною сами, по повелению Божию. Он не бегал с сачком за бабочками, не ставил капканы и не рыл ловушки для зверей. Они собрались к нему сами со всей земли именно в то время, когда ковчег был готов и нужно было грузиться в него. Животные инстинктивно чувствуют приближение беды или катастрофы и стараются заранее укрыться в безопасном месте. Как не имеющим грехов, им дано от Бога это предчувствие. Некоторым из них Господь указал, что это безопасное место - ноев ковчег; к нему они и направились. Ковчег строился около ста лет. За сто лет медведи и все остальные животные вполне могли успеть собраться в любой точке земли.

    Для Бога нет ничего невозможного. Он с легкостью смог собрать в ковчег и белых медведей, и индийских слонов, и многие другие виды животных, которые уже вымерли и не существуют в наше время.

Вопрос (ирина) 29 марта 2012г. Благословите, батюшка! Читаем Канон Великий Св.Андрея Критского: "Богородице! Твоя утроба родила нам принявшего наш образ Бога..." Вопрос: почему Бог принял наш образ? Мы ведь все созданы по образу и по подобию Божиему. Или здесь имеется в виду что-то другое?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Мы действительно созданы по образу и подобию Божию, но и Бог став человеком принял наш образ - образ Своих рабов и созданий, став подобен нам во всем, кроме греха. Здесь речь идет о человечестве Христовом. А по Божеству Он всегда был нашим образом и подобием.
Вопрос (ирина) 26 марта 2012г. Благословите, батюшка! Поймите правильно: Великий Пост, искушения, лезут всякие мысли: Господь - это переводиться как - господин, а Господеви - ? Господь Бог наш, Господь Иисус Христос, а Дух Святой тоже Господь?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Господь - господь, господин, владыка. Господеви - Господу.
    Святой Дух тоже Господь Бог.
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.