Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Ольга) 21 марта 2012г. Здравствуйте, Батюшка! Как правильно понимать заповедь "Возлюби ближнего, как самого себя"? Здесь имеется в виду та самая любовь, которой мы любим ближайших родственников и так надо любить всех людей, или просто не делать зла, а делать людям то, что хотел бы, чтоб делали тебе?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Нужно любить ближних так, как мы любим себя. Из этого все вытекает: как мы относимся к себе, сколько мы готовы тратить времени, сил и внимания на себя, чем мы можем пожертвовать ради себя и т.д. по этому же принципу нужно судить и о нашем отношении к ближним. Христос так и говорит: "И как хотите чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Лк.6:31).
Вопрос (ирина) 19 марта 2012г. Благослови, батюшка! Почему в календаре пишут: 4 марта Вс. Неделя 1 Великого поста. 5 марта Пн. Седмица 2 Великого поста. А 1 Седмица Великого поста была 27 февраля? Чем отличается "седмица" от "недели"? Благодарю Вас, батюшка, за внимание к моему вопросу.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)  "Седмица" - это те дни, которые идут после воскресения с понедельника по субботу, а "неделя" - это само воскресение. Поэтому после первой недели (воскресения) идет вторая седмица - понедельник второй седмицы, вторник второй седмицы и т.д. Она заканчивается второй неделей (вторым воскресением Великого Поста), после которой с понедельника начинается третья седмица.
Вопрос (Наталья) 13 марта 2012г. Благословите батюшка! У нас в храме батюшка исповедует прихожан без молитвы перед исповедью (во время которой исповедующиеся называют свое имя). В другом же храме священник не допускает до исповеди тех, кто опоздал и молитвы не слышал. Как правильно? И, может быть, можно эту молитву прочитать самому перед исповедью? Спаси Вас Господи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Правильно, конечно, священнику читать молитвы и исповедующимся на них присутствовать. Но я бы назвал оба этих варианта крайними. Бывает, что человека ждет священник с чашей на амвоне и если другой священник будет перед исповедью того причастника вычитывать все последование, то это очень сильно затянет службу. Служащий просто не станет ждать. Поэтому в таких и подобных ситуациях за неимением времени допускается исповедь безо всяких молитв. Но задача священника (настоятеля) состоит в том, чтобы грамотно и мудро распределить время исповеди, чтобы все смогли исповедоваться. Это можно делать и с вечера, и с утра.
    И бывает, что человек опоздал на молитвы и не слышал их. Но это не лишает его права на исповедь. Ведь главное, чтобы его имя было указано в разрешительной молитве. А эта молитва читается над ним (над каждым) уже после исповеди. А если священник читает разрешительную молитву сразу над всеми, а потом просто накидывает епитрахиль на каждого и молча крестит, то это уже сам священник халтурит. В этом случае он подлежит нареканию, а не опоздавшие миряне.
Вопрос (Олег) 25 февраля 2012г. Из литературы известно, что кто-то состояние(-я) стяжания Духа Святого (Обожения) переживает и не стремясь к нему (ним), кому-то оно (они) даются «потом и кровью», а кто-то вообще их никогда не переживает, не смотря ни на какие усилия. 
Не имея опыта переживания подобных состояний, но будучи крайне заинтересованным в данном вопросе, хотелось бы выяснить для себя:
(1). Что это за СОСТОЯНИЕ(-Я)?
У меня есть сомнения (по-видимому,«издержки» психологического образования):
(2). не являются ли эти состояния естественными производными от психофизиологической организации человека (естественными для человека психофизиологическими состояниями, инициированными вполне естественными психофизиологическими (аскетическими) методами («дар организма»)? Или же это действительно сверхъестественные (благодатные(-данные)) состояния («Божественный дар»)? (считаю, что следует искренне высказать имеющиеся сомнения и в результате ,по возможности, окончательно прояснить для себя вопрос).
(3). Описание состояний стяжания Духа Святого (Обожения) очень сходны с описаниями состояний «пиковых переживаний» (А.Маслоу) и «эстетических переживаний» (В.В.Бычков). Являются все ли эти состояния-переживания сходными (тождественными)?
(4). Что бы Вы посоветовали прочитать (посмотреть, послушать, с кем-то пообщаться, куда-то съездить…) по вышеописанной теме состояний?
Хотя, конечно, одно дело прочитать, совсем другое – опытно пережить!!!
Как бы хотелось побывать на месте Мотовилова при его известной беседе с преп. Серафимом Саровским, пережить то, что дано было пережить ему, но это невозможно!
 Заранее благодарен.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Находясь в состоянии повреждения человек не может сказать ЧТО такое благодать Святого Духа, а тем более состояние обожения. Нам дан путь, идя по которому мы можем достигнуть благодатного состояния, вселения Пресвятой Троицы в сердце. И путь этот состоит исключительно в подвиге непрестанного покаяния. Всякое устремление только лишь к благодатным ощущениям и опытам в отрыве от покаяния неминуемо закончится трагедией для горе-христианина. 
    Предупреждая подобные неразумные увлечения ощущениями, святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Но если в тебе кроется ожидание благодати, — остерегись: ты в опасном положении! Такое ожидание свидетельствует о скрытном удостоении себя, а удостоение свидетельствует о таящемся самомнении, в котором гордость. За гордостью удобно последует, к ней удобно прилепляется прелесть...  К действию самообольщения присоединяется обольстительное действие демонов...  Не ищи в молитве наслаждений, они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтобы ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтобы оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтобы оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние...  Воспрещается безрассудное, разгоряченное стремление к открытию в себе благодатной сердечной молитвы; воспрещается это стремление потому, что причина его — неведение или недостаточное знание и гордостное признание себя способным к благодатной молитве и достойным ее... Святые отцы Восточной Церкви, — пишет свт. Игнатий,— особенно пустынножители, когда достигали высоты духовных упражнений, тогда все эти упражнения сливались в них в одно покаяние. Покаяние обнимало всю жизнь их, всю деятельность их: оно было последствием зрения греха своего". И продолжает: "Зрение греха своего и рожденное им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле».
    Естественные разгорячения плоти и крови не нужно путать с действием благодати. Это не "дары организма" и даже не "дары человеческого духа", но всецело дар Бога. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Разделение дарований зависит не от воли получающего, но от воли Дающего". А само дарование благодати зависит не от естественных способностей человека, но от качества его жизни, от чистоты его сердца. Никакие видные психологи, историки и эстеты никогда не удостоятся пришествия Святого Духа пока в подвиге самопознания и покаяния не приготовят себя должным образом. Вот что пишет об этом один из столпов Православия преподобный Макарий Египетский: "Ожидающему от Бога принять семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца, чтобы падшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды. Дарований Святого Духа сподобляется душа только после долговременного борения, после опытов великого терпения и великодушия, после искушений и испытаний, когда свободное произволение испытано будет великими скорбями". 
     Поэтому советую вам озадачиться не теми вопросами на что похоже пришествие благодати и какова ее молекулярная решетка, а всецело устремиться к покаянию. До тех пор, пока человек считает себя достойным Бога и Его даров он не только не дождется их, но и удалится от Бога. И лишь когда осознает свое ничтожество, через бесчисленные падения и восстания увидит себя на дне греховной бездны не имеющим сил измениться в лучшую сторону и со слезами воззовет к Богу могущему воскрешать мертвых греховной смертью о помиловании и помощи, лишь тогда он поймет как благ Господь и как сладостно покаяние.
    Про "обожение" писали святители Григорий Богослов (он, собственно, первый ввел этот термин), Григорий Палама, преподобный Симеон Новый Богослов. Что же касается "поездок", то "ехать" нужно вглубь своего сердца и оттуда с сокрушением взывать к Богу - "Господи Иисусе Христе, помилуй меня". Это самый короткий путь к ответу по указанной теме.
Вопрос (Наталия) 25 февраля 2012г. Добрый день! Отец Роман, завтра прощеное воскресение, скажите как правильно просить прощение и самое главное - как правильно ответить? Ведь прощает Господь.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Просить прощения можно любыми словами. В Полуночнице в чине прощения на просьбу священника "Простите мне отцы и братья все, чем согрешил..." настоятель отвечает: "Бог тебя простит, помолись и о нас грешных". Иногда используют такой вариант: "Бог тебя простит и я прощаю", "Бог тебя простит и ты меня прости".
Вопрос (Юлия) 25 февраля 2012г. Здравствуйте, Батюшка. 
Я одна воспитываю ребенка, отец его ни разу не видел и ничем не помогает. Сейчас с Божьей помощью у нас с ребенком все хорошо. До 1,5 лет мне будут платить пособие по уходу за ребенком. Но меня пугает, что после того, как выплаты закончатся, я не смогу найти такую работу, чтобы содержать себя и ребенка. Оставить ребенка с бабушкой, дедушкой возможности нет, да и я не хочу с ним расставаться. Боюсь, что эта разлука может нанести ему вред. Неизвестно, смогу ли я его устроить в садик к этому времени.
Я думала о суррогатном материнстве, поскольку, я молода и здорова, легко выносила и родила своего ребенка, могла бы сделать это и для других людей. У кого-то есть деньги, но нет детей. У меня есть ребенок, и надо обеспечивать его будущее. Но я слышала, что Церковь относится к этому отрицательно. Подскажите пожалуйста, бывают ли случаи, когда данная процедура может быть оправдана, или это безоговорочно является грехом?
Извините, если подобный вопрос уже был задан. Заранее спасибо за ответ. Мнение священнослужителя по этому вопросу для меня очень важно.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) На этот вопрос отвечают "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" в главе "Проблемы биоэтики". Там сказано: "«Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. 
    «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания" (ХII.4.).
    Будьте осторожны с принятием таких решений, так, как последствия этого могут аукнуться не только на вас, но и на детях, которых вы хотите рожать заказчикам. Есть опасность в психологическом плане повредить младенцев. 
    Что касается каких-то вынужденных ситуаций, когда остро переживается необходимость в денежных средствах, то допустимость такого рода "заработка" пусть решает ваш духовник. Я не могу взять на себя эту ответственность.
    Но пока ваши страхи основаны на одних предположениях и догадках: вы "может быть" не сможете найти работу, "может быть" не сможете устроить его в садик. Чаще всего почти все наши страхи оказываются безосновательными и в конечном итоге не оправдываются. Молитесь Богу и Божией Матери. Они промышляют о вас и не оставят вас на произвол судьбы.
Вопрос (Фомичева Олеся) 24 февраля 2012г. Здравствуйте, о.Роман! Мой путь к Богу начался, к глубокому сожалению, недавно. Именно поездка в Ваш монастырь "открыла" мне глаза на мир. В Пафнутьев-Боровском монастыре я впервые исповедалась. Теперь я совсем другая, мой духовный мир и отношения к жизни и людям переменились. Православную литературу читаю с благоговением, но возникают вопросы, желание поделиться прочитанным, спросить как поступить в том или ином случае. А духовного отца у меня нет. Желание иметь духовника огромно, может быть еще и потому, что выросла без отца. Как обрести его? Так хочется, чтобы появился в моей жизни человек, которому я поведала все свои мысли. Исповедуюсь я часто, испытывая после него радость от прощения грехов. Но так хочется теплой беседы, наставлений от истинно верующего человека.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Простите, но вопросы и ответы о поиске духовного отца были не раз. Ищите их на других страницах. Помощи Божией.
Вопрос (Надежда) 24 февраля 2012г. Отец Роман, подскажите пожалуйста как правильно поступить? С понедельника начинается Великий Пост, я купила Великий канон преподобного Андрея Критского с переводом на русский язык. Я хочу знать, это я должна читать по дням недели Глас и Песнь и если да, то как и когда это правильно делать?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Великий канон будет читаться в первые четыре дня первой седмицы Великого Поста на вечернем богослужении, а также весь будет читаться в среду пятой седмицы Поста. В богослужебной литературе он специально для этого разбит на четыре части. На каждый день получается по девять песен. То есть каждый день с понедельника по четверг включительно прочитываются положенные девять песен канона. Дома его также можно читать вечером по девять песен каждый вечер.
Вопрос (Сергий) 24 февраля 2012г. У меня венчанный брак, после ссоры беременная жена ушла и подала на развод (батюшка благословил). Измены не было, я не издевался и не бил жену, здоров физически и психически. Сильное уныние, молитва не помогает. Что делать?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Спрашивать "что делать" вам надо у того батюшки, который "благословил" безосновательный развод венчанного брака. Мы же можем посоветовать примириться с женой, выяснить причину развода, вместе устранить причину, в случае вашей вины попросить прощения, в случае вины жены простить ее. И, главное, не предаваться чрезмерно унынию, которое влечет за собой целый букет грехов, начиная от затяжных запоев и кончая самоубийством.
Вопрос (Дарья) 24 февраля 2012г. Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что происходит с душами умерших крещенных младенцев? Они становятся ангелами? Как их поминать на 9й, 40й день и год? Верно ли утверждение, что младенцы умирают за грехи родителей? Большое спасибо за ответ. Да хранит Вас Господь!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Все, что нам нужно знать, это то, что крещеные души не вкусившие греха этого мира отошли в блаженную вечность. Куда именно - неизвестно, да это и не важно. Они спасены, это главное. Их состояние лучшее из всех, кого можно представить. Сам Господь сказал, что их есть Царство Небесное. Вот это Царство они и наследуют. А каково это Царство мы знаем только, что это, по слову Спасителя, даже на может придти человеку на сердце. То есть мы не можем иметь никакого представления об этом.
    Поминаются младенцы также, по именам, как и все обычные крещеные люди. 
    Насчет расплаты за родительские грехи, то это слишком смелое утверждение. Конечно, если не было каких-то явных предпосылок, например, абортов, контрацептивов, отравления организма матери и т.д., в результате чего могут быть выкидыши и мертворожденные дети. Но если вы говорите о смерти уже рожденных и крещеных младенцев, то оставим этот вопрос Промыслу Божию, Который один знает истинную причину. Люди же будут только гадать и строить предположения.
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.